СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль лепки в обучении слабослышащих дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль лепки в обучении слабослышащих дошкольников

Просмотр содержимого документа
«"Роль лепки в обучении слабослышащих дошкольников"»

РОЛЬ лепки в обучении СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

 Лепка - одна из разновидностей творческой деятельности, которая играет важную роль в развитии детей с нарушение слуха. Такой вид работы способствует к активации речевого развития. Словарь, используемый при обучении детей изобразительной деятельности, включает четыре группы слов и выражений: 1. Слова и выражения, связанные со спецификой данной деятельности – названия материалов, орудий, инструментов, производимых действий;

2. Слова и выражения, обозначающие названия предметов, которые изображают дети;

3. Слова и выражения, необходимые для руководства восприятием – ощупай, обведи и т.д.;

4. Слова и выражения, фиксирующие результат восприятия – названия цветов, форм, определение величины предмета и положения в пространстве.

С помощью лепки мы развиваем мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, творческие способности, фантазию, трудолюбие, развиваем чувство прекрасного, а так же снимаем напряжение.

Она подводят детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (Е.И. Игнатьев, Н.В. Квач, Е.А. Плутаева и др.).

Как отмечает Н.В. Квач (2001), в процессе продуктивных видов деятельности дошкольники овладевают действиями двумя руками под контролем зрения, что совершенствует зрительно-двигательную координацию. Кроме того, происходит усвоение обще трудовых умений и операционально-технических навыков.

Т.Г. Казакова подчёркивает, что лепка способствует налаживанию общения детей со сверстниками, они уже могут трудиться не только рядом, но и вместе, сообща. Совершенствуется и оценочное отношение к результату деятельности: дошкольники стараются изготовить или воспроизвести какой-либо объект красивым, прочным.

Т.С. Комарова, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова и др. указывают, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся правильно захватывать предмет, ощупывают его, выделяют его части и т.п. Дошкольники сталкиваются с необходимостью действовать не только с крупными, но и мелкими деталями, что стимулирует развитие мелкой моторики, позволяет подготовить руку к письму. В ходе специально организованной продуктивной деятельности дошкольники получают возможность знакомиться со спецификой использования различного оборудования: пластилина, стеки.

У детей с нарушениями слуха имеются определённые трудности в овладении лепкой. У дошкольников этой категории при отсутствии специальной коррекционной работы не формируются способы обследования предметов и вычленения формы; не возникает алгоритм двигательных отношений. Это препятствует точному изображению объёмных объектов, соответствующих по своим параметрам реальным.

В то же время дети с нарушенным слухом любят лепить не меньше, чем слышащие. По мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения лепка может стать наиболее любимым занятием.

Продукт деятельности детей с нарушенным слухом очень часто беден по содержанию. Очень медленно развивается сюжетная и декоративная лепка. В большинстве случаев замысел лепки очень ограничен. И, естественно, недостаточно владея речью, дети затрудняются или не могут лепить, действуя по словесной инструкции (Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц и др.).

Исследованиями учёных было показано, что потенциальные возможности развития продуктивных видов деятельности у детей с недостатками слуха велики. При правильном систематическом руководстве слабослышащие дошкольники могут достигать того же уровня сформированности навыков лепки, что и слышащие (А.А. Венгер, Л.А. Головчиц, М.Ю. Рау и др.).

Наша коррекционная работа направлена на решение выявленной проблемы. Так, было выделено два направления работы с дошкольниками:

— обучение изображению объектов из пластилина по предложенному образцу и с опорой на натуральные предметы;

— обучение изображению объектов по замыслу с использованием пластилина и форм для декорирования.

Выделение направлений коррекционно-педагогической работы осуществлено в соответствии с принципом «от простого к сложному». Так, сначала (в ходе первого направления) детям предлагается опора на образец, дошкольники учатся воссоздавать объекты соответствующего цвета, формы, соблюдая пропорции. Основным средствами создания объекта являются пластилин и стеки. Затем (в ходе второго направления) детям необходимо проявлять творчество, реализовывать в поделке личный замысел. Средствами создания объектов являются не только пластилин и стеки, но и различные формы, предназначенные для декорирования: создания более сложных форм, нанесения узоров.

Итак, реализация выделенных направлений работы осуществляется не параллельно, а последовательно.

В конце занятий все поделки, подготовленные детьми, помещаются на мини-выставку, чтобы и сами дети, и их родители имели возможность видеть изготовленные работы, получить удовольствие от завершённой поделки.

Остановимся на описании каждого направления коррекционно-педагогической работы.

Первое направление работы — обучение изображению объектов из пластилина по предложенному образцу и с опорой на натуральные предметы.

Задачи:

— учить детей воспроизводить объекты, приближенные к натуральным за счёт выбора соответствующего цвета, верного воспроизведения формы и соблюдения пропорций;

— развивать навыки лепки посредством отработки различных приёмов создания объектов: раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание;

— воспитывать у детей интерес к лепке.

Методика коррекционно-педагогической работы в рамках первого направления предполагает следующее. Детям сообщается тема занятия. Мы показываем дошкольникам натуральный объект, который предстоит изобразить при помощи пластилина. Дети знакомятся с данным объектом. В процессе беседы осуществляется установление основных признаков натурального объекта. Оговариваются его цвет, форма, величина, наличие или отсутствие дополнительных деталей.

После этого дети приступают к работе. В соответствии с принципом руководящей роли педагога в процессе обучения мы осуществляем показ способов изображения объектов. Дошкольникам показывают, как необходимо действовать с пластилином, чтобы получить желаемый результат. Так, например, демонстрируется, что для получения объектов круглой формы требуется использовать такой приём, как раскатывание пластилина между ладонями. Чтобы присоединить одну деталь к другой, нужно использовать защипывание. Уточняется, что практически во всех случаях необходима доработка пальцами для получения более точной формы. Например, при изображении груши (некоторых других фруктов, а также овощей), фигурок животных и т.д. Если форма не соответствует реальной, то можно воспользоваться сминанием, а затем начать работу заново.

После завершения работы, изготовленные детьми объекты обязательно обсуждаются, анализируются.

Большое внимание уделяется воспитанию у детей интереса к лепке. Это осуществляется благодаря тому, что дошкольников подводят к пониманию возможности создания поделок своими руками для последующих игр. Например, после лепки овощей, можно поиграть в игру «Повар».

В ходе этого направления работы мы предлагаем детям выполнение различных заданий, которые часто требуют дополнить поделку и способствуют совершенствованию навыков лепки. В ряде случаев при выполнении заданий образцами являются собственные изображения детей. Приведём примеры:

— вылепите ещё одно яблоко, но жёлтое и больше по размеру;

Итак, все предлагаемые детям задания связаны с лепкой, вызывают необходимость пользоваться различными приёмами создания объектов (раскатывание, защипывание).

Остановимся на описании следующего направления работы.

Второе направление работы — обучение изображению объектов по замыслу с использованием пластилина и форм для декорирования.

Задачи:

— совершенствовать навыки изображения объектов посредством лепки, продолжать учить использованию различных приёмов (раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание);

— развивать навыки составления узоров (декорирования изображений), используя дополнительные средства выразительности (стеки, формы, природный материал, крупы);

— развивать у детей творческие способности.

В рамках этого направления работы мы продолжаем совершенствовать у детей навыки, приобретённые ими ранее. Однако теперь детям предстоит проявлять больше самостоятельности, учиться реализовывать личный замысел. Создавая одни и те же изображения, дошкольники могут по- разному (на свой выбор) украсить их, используя различные материалы:

— стеки (используются стеки двух видов: большой и маленький, выбор стека зависел от величины создаваемого объекта);

— формы (дошкольникам предлагаются различные пластмассовые формы для декорирования плоскостных изображений, в частности – изготовления узоров на пластинах, покрытых слоем пластилина; формы позволяют пропечатывать на пластилине различные изображения: квадратики, снежинки, звёздочки, многоугольники и др.);

— природный материал (он используется для декорирования как плоскостных, так и объёмных изображений; детям предлагаются семена растений, шишки, плоды чёрного перца и др.);

— крупы (они также используются для декорирования изображений; дошкольникам предлагаются рис, гречка, пшено).

Использование разнообразных материалов необходимо для того, чтобы у дошкольников развивалось чувство композиции при составлении узоров, навык равномерного заполнения поверхности и т.п.

Методика обучения дошкольников предполагает следующее. Сначала с детьми обсуждается тема занятия. Уточняется, как и в какой последовательности необходимо создавать объект. Мы исключили анализ натурального предмета, чтобы дети не копировали его, а учились лепить по замыслу, проявляя творчество. В этой связи поделки, созданные детьми, отличались друг от друга.

В ходе коррекционно-педагогической работы мы применяем различные методы и приёмы обучения: наглядные (наблюдение за деятельностью сверстников и педагогов, обследование образца, рассматривание предметных картинок, показ способов изображения и способов действия — полный или частичный);

словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, напоминание, комментирование действий,); практические методы (действия с оборудованием, выполнение заданий).

При реализации каждого направления работы мы вводим в речь детей новые слова (название материалов, оборудования). При этом мы используем игровые задания, поддерживая интерес дошкольников к занятиям лепкой.

Тем детям, у которых что-либо не получается, мы оказываем помощь: показываем, как правильно изготовлять мелкие декоративные детали, работать с различными материалами, корректировали ошибки, допущенные в процессе предметной деятельности.

Полученные нами предварительные результаты позволяют утверждать, что у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста отмечается позитивная динамика в развитии навыков лепки, что обеспечивает достаточно точное создание изображений, которые соответствуют или приближены к реальным. Дети определяют тематику изобразительной деятельности и стремятся реализовать собственный замысел. Сократилось число ошибок, связанных с передачей пропорций, соблюдением формы. Преодолены ошибки, обусловленные необходимостью выбора цвета, соответствующего натуральному предмету. Дети учатся пользоваться различными материалами (стеками, формами), осваивают разные способы лепки: раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание. Продуктивная деятельность оказала позитивное влияние на коррекцию и развитие речи дошкольников с нарушенным слухом.

 

Литература

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 2004.

  2. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение,1972.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983.

  4. Головцич Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Педагогика, 1961.

  6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.

  7. Катаева А.А. и др. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Педагогика, 1993.

  8. Квач Н.В.Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет. – М.: Владос, 2001.

  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество — М.: Просвещение, 1990.

  10. Плутаева Е.А. Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7лет // Дошкольное воспитание, 2005. — № 3.

  11. Программы для специальных дошкольных образовательных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др.- М., 1991.

  12. Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха (1-3 кл.). – М.: Педагогика, 1989.

  13. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

  14. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Науч. –исслед. ин-т деф