Слайд 1:
ТЕМА: «Роль личного примера педагога в процессе
обучения и воспитания»
Уважаемые, коллеги!
В повседневной жизни мы ежедневно сталкиваемся с множеством примеров здоровых отношений между студентами и преподавателями. О хороших взаимоотношениях ученика и учителя можно много прочитать в Интернете, в литературе.
И, лично я убежден, что все мы есть на этом Белом свете лишь потому, что
Слайд 2:
на Земле любви и добра больше, чем ненависти и зла.
В период празднования юбилея колледжа, в канун Нового года говорить о недостатках - не очень корректно.
Тем, не менее, в своем выступлении я буду говорить о проблемах (недостатках), которые имеют свойство прогрессировать и наносить вред всему обществу.
Во все времена, особенно в современном обществе процесс воспитания всё чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека.
Слайд 3:
Воспитание человека непрерывно и продолжается с момента его рождения и до смерти. Вот только, чем старше мы становимся, тем менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно уделить особое внимание формированию личностных качеств человека, пока он ещё не успел окончательно стать безнадёжно взрослым.
Характер ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. Первые дни своей жизни ребенок проводит с матерью, с близкими родственниками.
По мере его подрастания он контактирует с детьми на улице, в детском саду, также с воспитателями. Как правило, сейчас в дошкольном возрасте дети начинают познавать загадочные тайны глобальной паутины Интернет.
В этом возрасте формируются основные моральные убеждения и характер ребёнка.
В начальную школу дети приходят уже со сложившимися ценностями.
В школе жизнь детей начинает приобретать более насыщенный характер общения с учителями, одноклассниками, друзьями.
И, здесь первостепенным в воспитании подростка становится учитель, педагог.
Ещё в наше детство учителя обожествляли:
- слово учителя – закон;
- учитель всегда прав;
- берите пример с учителя.
Слайд 4:
В настоящее время, не исключение, подросток будет с удовольствием учиться и подражать учителю, если последний соответствует набору следующих критериев:
- внешний вид - обаятелен и привлекателен;
- в общении вежлив и спокоен;
- поступки и суждения взвешены;
- с уважением и справедливо относится к окружающим.
Слайд 5:
К выше сказанному добавлю словами выдающегося педагога 20 столетия Василия Александровича Сухомлинского:
«Ничто так не удивляет, не увлекает подростков... как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек…
Ум воспитывается умом, совесть-совестью, преданность Родине - действенным служением Родине».
В начальной школе дети привыкают к одному учителю, подражают ему, авторитет учителя становится на одну ступень с родителями, а иногда выше.
Но, ребенок подрастает, из начальной школы идет в пятый класс, учителей становится много, дети начинают их делить на хороших и плохих.
В школе с учителем разошлись во мнениях, дома родителям – некогда вникнуть в проблемы ребенка; в этом случае убежище для обиженной и не понятой молодой души – УЛИЦА.
Слайд 6:
«УЛИЦА» - это не совсем стихийный воспитатель. Там есть свои законы и нормы поведения. Как правило, она управляется стихийными, в большей степени отрицательными вожаками, обучающими подростка жить по своим правилам.
К 14 – 15 годам своей жизни ребенок вступает в так называемый переходный возраст. Многие дети в этом возрасте становятся раздражительными, не считаются с мнением родителей, учителей и очень легко поддаются влиянию «УЛИЦЫ», которую, ко всему прочему курирует уголовный мир. Из так называемой «Шантрапы» получаются очень исполнительные и дешево оплачиваемые помощники в наркобизнесе, в воровском промысле и т.д.
Подросток поступает в колледж
Именно, пятнадцатилетние подростки поступают к нам учиться.
И здесь часто возникает ПРОБЛЕМА:
1. Многие родители считают, если они пристроили правдами и неправдами ребенка в техникум (колледж), значит все в порядке, преподаватели из него сделают образованного и достойного человека.
2. Многие преподаватели, к сожалению, считают, что в техникум (колледж) поступают довольно взрослые люди, которых уже воспитали семья, детский сад, общеобразовательная школа. Своим долгом такие преподаватели видят передачу знаний студентам по своей дисциплине.
Причем, алгоритм этой передачи иногда бывает примерно таков: – провел занятие, сделал отметку в журнале, дал домашнее задание – учите. Провел контрольную работу, наставил уйму двоек. Подвел итог: «Тупицы, не хотите учиться…..».
После такого подведения итогов студент будет избегать встреч с преподавателем, даже если будет догадываться, что его перспектива – отчисление или академический отпуск.
Слайд 7:
А, что по поводу хорошей успеваемости говорил педагог-новатор Антон Семенович Макаренко?:
«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно.
Нельзя насильно заставить хорошо учиться.
Это может привести к трагическим последствиям».
Многие студенты не понимают изучаемый материал, в силу различных причин:
- нет наследственной склонности к обучению (пример с Золотаревым Колей);
- слабая школьная подготовка (среди наших студентов есть такие, кому в школе математику от случая к случаю преподавал бухгалтер фермерского хозяйства;
- учебная литература (в возрасте не более пяти лет) не предназначена для самостоятельной работы студента. Как правило, авторы учебников пишут учебники не для студента, а для преподавателя. При этом по различным причинам в учебниках много опечаток, смысловых ошибок и т.п.;
- позиция преподавателя: «они тупицы, не хотят учиться…»;
- обучение растворяется среди большого изобилия различных мероприятий, которые проводятся в учебных заведениях, (к примеру):
а) у нас в четверти было всего два урока по предмету, т.к. учитель ездил в Москву на всероссийский конкурс «Учитель года»;
б) занятий не будет по причине того, что в понедельник в школе проводится дезинфекция, т.к. в воскресенье были выборы;
в) уроки будут по 20 минут по причине проведения конкурса мисс осень, умники и умницы, новогодней игрушки и т.д., олимпиада по предмету и т.п.
Я невольно стал свидетелем разговора в музыкальной школе:
- дежурная (бывший педагог этой же школы) говорит маме ученика школы: «…раньше такого не было, а сейчас педагогов загрузили бумагами, что им, бедным, некогда заниматься с учениками;
- мама (видимо учительница общеобразовательной школы): «… у нас то же самое в школе; родители думают, что мы учим их детей, а мы только проводим мероприятия и пишем отчеты, а в промежутке между мероприятиями и отчетами иногда пытаемся учить детей; промежутков не хватает… Учебники ужасные…».
А, ведь, учитель во все времена относился к интеллигенции, активной составляющей любого общества. А сейчас он покорно соглашается со всем безобразием, происходящим в обществе.
Иногда своими действиями или бездействием педагоги оказывают «львиную» услугу нерадивым студентам в их разложении и в укреплении уверенности в том, что установленные нормы и правила поведения в обществе можно обходить.
ПРИМЕРЫ:
1. Студент совершил правонарушение, на разбор этого правонарушения приглашен к заместителю директора вместе с классным руководителем. Классный руководитель, глубоко еще не вникнув в суть правонарушения и не определив степени вреда этого правонарушения, в присутствии студента пытается доказать заместителю директора какой хороший у него студент и какой плохой заместитель директора по воспитательной работе, придирающийся по мелочам. Вместо того, чтобы выслушать позицию заместителя директора, его решение, остаться с заместителем директора наедине и обсудить поведение студента, а затем, выйдя из кабинета заместителя директора, указать студенту на то, что он действительно совершил не хороший проступок, что классный руководитель поручился за студента, чтобы смягчить студенту наказание.
2. Издан приказ директора о корпоративной форме одежды студентов и преподавателей. И в первую очередь преподаватели должны показывать студентам пример, что приказ директора – это закон, а в отношении законов двух толкований быть не может, его надо выполнять всем.
3. Часто ругаем студентов, опаздывающих на занятия. Но, опоздание опозданию рознь. Любой человек не застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Но, у некоторых бывает и система. И, эта система бывает и у некоторых преподавателей, в 09.00 часов спешащих на занятия, 09.10 обсуждающих неотложные проблемы с коллегой возле аудитории, в которой студенты преданы сами себе, и т.п.
К нашему огорчению, по разным причинам мы не всех студентов доводим до получения дипломов. Отчисляется студент за задолженности, пытается куда-либо пристроиться, это не просто. А на улице полно представителей из «отдела кадров» по набору в «шантрапу». И, многие бывшие наши студенты идут в этот «отдел кадров».
Специалисты такие грабят квартиры граждан, угоняют автомобили, бесчинствуют в общественных местах, разрезают сумочки в общественном транспорте. А все потому, что в обществе не нашлось высококвалифицированных педагогов по воспитанию и обучению вышеупомянутых граждан.
Если, к примеру, токарь выпускает много бракованных изделий, то, вероятнее всего, работодатель будет подыскивать другого токаря. И, непременно найдет.
Слайд 8:
Профессия учителя (преподавателя) – это не просто знания, полученные в ВУЗе, это душа человека, которая на добровольной основе идет на взаимодействие с другими душами с целью изменения последних к лучшему, их воспитанию и обучению. По сути – это нано-технологическая работа. Не всем она под силу, и ошибок здесь бывает куда больше, чем у токаря.
Педагог совершенствуется на протяжении всей жизни и, пределу совершенствования этому нет. Некоторые, к сожалению, сходят с дистанции. Заменить педагога – куда труднее, чем токаря.
Я кратко, может быть не совсем корректно, а эмоционально охарактеризовал современную среду, в которой мы занимаемся обучением и воспитанием студентов.
Что делать?
Поколение, которому за сорок, помнят крах нашего государства. Подавляющее большинство ностальгирующих по СССР, однозначно винят в его распаде Горбачева и Ельцина.
А, ведь, многие граждане Советского союза причастны к его уничтожению, и этого они даже не знают.
Если мы хотим иметь сильную идеологию государства, морально и духовно зрелое подрастающее поколение, которое не позволит изнутри в очередной раз саморазрушить наше государство, то для достижения этих целей в государстве должны быть созданы необходимые условия, на мой взгляд, вот некоторые из этих условий:
1. Совершенствование преподавателей – от формализма перейти к делу, (реальные курсы повышения квалификации, а не курсы ради корочки), лучше меньше – да лучше.
2. Заработная плата преподавателей должна быть на таком уровне, чтобы на место преподавателя (учителя) был конкурс. Как мы можем на это повлиять? – НАКАЗ избирателей кандидатам в депутаты, в президенты и т. д.
3. 1,5 – 2 ставки преподавателя – это ущерб качеству образования. У преподавателя должно быть время для самообразования, для внеаудиторной работы со студентами (не ради заработной платы, а ради улучшения контакта с учениками, ради совершенствования учебно-материальной базы, рационализаторства и изобретательства).
4. Сократить и оптимизировать количество «документов», не приносящих пользы.
(экзаменационные билеты с «Утверждаю», запись компетенций, где только можно, в этой связи разработать методические рекомендации (комплект документов по образцу ФГОС первого поколения) и направить их в ФИРО для рассмотрения и принятия для ФГОС, к примеру, пятого поколения.
5. Более взвешенно производить планирование учебного процесса, (вторые подгруппы должны быть в расписании занятий, аудитории должны использоваться по назначению). В расписании занятий не должно быть окон, а должна быть запись «Самостоятельная работа студента».
6. Помнить о том, что усвоение материала на четвертой, пятой парах очень низкое (нулевое). Это издевательство над преподавателями и над студентами.
7. Помнить, что в сутках 24 часа, и все мы люди, и Конституция РФ для всех нас одна.
Помнить о том, что не всё самое плохое было сделано предыдущими поколениями: худшее надо отбросить, а лучшее взять на вооружение и развивать дальше.
Приписки, блат, двойная бухгалтерия, лицемерие, очковтирательство, самолюбование своими успехами – это часть негативных моментов в СССР, которые помогли расшатать и уничтожить страну.
Желание видеть все красиво на бумаге – по-моему, это уже было в нашей истории!!!
Слайд 9:
А ещё в середине девятнадцатого века великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский оценивал деятельность отдельных учебных заведений Российской Империи так:
«Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания учебного заведения».
Пора уже предлагать нашим коллегам-руководителям из Выше считаться и с мнением из глубинки (из реального мира), делая это корректно и безобидно.
Для этого много возможностей: социальные сети, обмен мнениями, научные труды, предложения и т. д.
Не надо бояться. Законы пишут живые люди, а, они, как и мы, тоже могут ошибаться, чего-либо не учесть.
Но, давайте сами себя не будем обманывать. Не надо ускорять «инновациями» жизнь свою и подростков, надо самим жить, наслаждаясь жизнью, и учить этому подрастающее поколение. Нам уже обещали светлое будущее, но, к сожалению, оно пролетело пулей мимо нас, и мы его не заметили.
Пора прекратить равнодушно смотреть на то, как наше молодое поколение с нашей помощью учится жить по понятиям и блату, давайте учить молодежь жить по закону и совести, подавать в этом молодежи наш личный пример.
Слайд 10: ВИДЕОРОЛИК – 40 секунд
Спасибо за внимание.
До семи минут
Мнения родителей о школе
Дорогие родители первоклассников, поделитесь впечатлением от обучения ваших деток. У меня кроме негатива ничего нет! Учимся мы в 20 гимназии (заметьте одна из центральных школ города!!! и вроде бы как на хорошем счету!). В классе 26 человек, детки хорошие, родители заботливые. Казалось бы, учись и радуйся. Но не тут то было. Сначала 1 четверть. Все время менялось расписание, напишут одно - приходим в школу, а уроки другие! Учитель молодой специалист, к которому даже подойти нельзя и что-то сказать. На уроке кошмар: крик, ругань, драки. Знания - ни о чем. В общем, дети сами по себе , а учитель сам по себе. Думали, что все наладится, некоторые родители даже на урок ходили. Потом все ушли на каникулы. Настала вторая четверть. У детей 7!!! уроков! Спрашиваем у учителя, а она в ответ: я программу не успеваю. Чего делала в первой четверти, не знаем. В день 3 урока подвижных: физкультура, хореография, ритмика. После такого марафона, дети вообще падают. А сегодня настолько задержали, что всех выгнали в коридор и дети в фойе одевались (класс был занят учениками второй смены). Дети плачут - родители в шоке. А администрация - мы все по новым стандартам!!! Такое ощущение, что стандарты такие писали только для 20школы. Да, а еще у нас прогулка - (это когда дети выбегают полураздетые на улицу), и абсолютно никому не нужные обязательные кружки.
Ругаться - себе нервы тратить. Директор делает вид, что ничего не знает. Сначала был в отпуске, а теперь баллотируется в депутаты! Обидно, что дети в школе никому не нужны! А у вас как??
Я думаю, что нормального учителя, никогда, даже самый плохой ребенок никуда не пошлет!! Все дело в уважении к личности педагога. Если учитель визжит, орет, оскорбляет, то уж получите в ответ соответствующую реакцию. Вы, когда сами учились, было желание плюнуть педагогу в лицо? Если да, то мне вас жаль, значит и вам не повезло с учителем. Уважать надо не за то, что они пошли работать в школу, а за качество работы и отношение к детям. Иначе, спасибо скажите врачу, который зарежет вас во время операции: он ведь тоже работает за копейки. И вообще, я своего ребенка оцениваю реально, я знаю, когда и что он может сделать, а когда нет. Не надо пенять на детей, дети такие, какими мы делаем их сами!! Мы - это и семья, школа, улица и многое другое. Понятно, что не все учителя такие, я тоже знаю много хороших учителей, родителей довольных школой и учителем. Только мне не повезло. И если бы я одна была такая, больше половины класса. В общем, поэтому я и надеюсь услышать отзывы о школах других и учителях нынешнего первого класса.
К.Д. Ушинский
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».
«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»
"...ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в ... строгом смысле, а только искусствами... Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет..." "Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека"