Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Преподаватель ОБЖЗР
В.И. Кирков
Решение проблем безопасности.
Исторический опыт привёл людей к пониманию того, что коллективная защита от опасностей надёжнее и эффективнее защиты самостоятельной.
Технический прогресс в разные времена вынуждал людей придумывать всё новые и новые средства коллективной защиты. Когда в массовом порядке стали гореть городские постройки, были созданы пожарные подразделения.
С развитием горнодобывающей промышленности появились горноспасатели. С появлением эпидемий люди стали придумывать различные карантинные меры.
Складывающиеся обстоятельства вынуждали правителей и правительства принимать защитные меры. И неуклонно из века в век роль государства в решении проблем безопасности возрастала и становилась одной из основных его функций.
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день в Российской Федерации защита от чрезвычайных ситуаций определена в качестве приоритетного направления государственной политики .
Её правовую основу составляют положения Конституции , согласно которым каждый гражданин имеет право на жизнь, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,
на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Государственная политика по защите от чрезвычайных ситуаций.
Необходимость государственной защиты, учитывая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обусловлена следующим.
Во-первых , масштабы и объёмы антропогенной деятельности человека охватили практически всю биосферу, а также часть космического пространства.
Во-вторых , обострились противоречия между производительными возможностями биосферы и быстрым ростом общественных потребностей. Используя природные ресурсы, общество обогащает себя новыми, более сложными технологиями и улучшает условия для своего последующего развития.
Это приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды и снижает возможности биосферы к воспроизводству природных ресурсов, порождает изменение климата, угрожает стабильности исторически сложившихся мировых природно-климатических систем, способствует увеличению риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них, создаёт угрозу жизни и здоровью людей.
Ряд атомных станций, гидроузлов и других гидросооружений, транспортных коммуникаций, добывающих предприятий, машиностроительных заводов, жилой фонд и другие элементы хозяйственной и социальной инфраструктуры могут оказаться через некоторое время опасными в использовании, если не принять соответствующие меры.
В настоящее время тенденция такова, что совокупные масштабы прямых и косвенных потерь (людских, экономических, интеллектуальных и др.) от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с каждым годом возрастают и приближаются к критической отметке. При её достижении ни одно государство мира, включая Российскую Федерацию, не будет в состоянии самостоятельно восполнить потери за счёт собственных ресурсов.
В связи с этим наше государство сегодня решает две крайне сложные и важные задачи:
• обеспечить в процессе замены основных производственных фондов приемлемый уровень технической безопасности;
• заложить при проектировании новых производственных мощностей более высокий уровень их надёжности и безопасности.
Деятельность государства по защите населения от ЧС различного характера представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами как заблаговременно, так и при угрозе или возникновении экстремальных ситуаций.
Правовые основы защиты от чрезвычайных ситуаций.
Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера являются:
- создание энергосберегающих и экологически безопасных технологий, исключающих возможность возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера и уменьшающих их влияние на окружающую среду;
- создание и развитие научно-методических основ управления рисками чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и формирование необходимой нормативной, правовой и методической базы для обеспечения государственных процедур в сфере контроля и нормирования рисков;
- разработка на федеральном и региональном уровнях экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций различного характера.
Одновременно с обновлением основных производственных фондов продолжается внедрение безопасных технологий и технических систем производственной безопасности. Проводится сейсмостойкое строительство и сейсмоукрепление. По мере возможности осуществляется переселение людей и перевод опасных производств из потенциально опасных районов.
На сегодняшний день основу законодательства Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций составляют федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О государственном материальном резерве», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»,
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , а также целый ряд указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации.
МЧС России проводит ежегодный анализ состояния защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В нём приводятся статистические данные о чрезвычайных ситуациях, произошедших в стране, и их прогноз на следующий год, проводится оценка опасностей в техносфере, представляются предложения по совершенствованию защиты населения и территории России от ЧС.
На основе этого анализа государство планирует свою деятельность по совершенствованию системы защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций.
Сегодня без решения задач по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий практически невозможно обеспечить конституционные права и свободы граждан в Российской Федерации , реализовать курс её устойчивого развития и на этой основе достичь основных национальных целей: социально-экономического и научно-технического прогресса, повышения уровня жизни граждан,
сохранения и приумножения национального достояния и национальных ценностей, защиты национальных интересов страны во всех сферах и усиления её позиций на международной арене.
Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
Граждане Российской Федерации обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Роль государства и каждого гражданина в чрезвычайных ситуациях очень важна для обеспечения безопасности и благополучия общества. Государство имеет ряд функций и обязанностей, чтобы предотвратить и управлять социальными чрезвычайными ситуациями как национального, так и глобального масштаба. При рассмотрении роли государства следует учесть, что оно обязано разрабатывать и внедрять политики и меры, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций и снижение их негативного воздействия на граждан.