Роль литературы в профилактике девиантного поведения учеников НПО и СПО.
Преступность несовершеннолетних за последние годы набирает свои обороты. Почти половина всех преступлений совершается подростками. Подобное поведение является антисоциальным, вследствие чего психологи и педагоги считают его агрессивным, девиантным или деликвентным - распространенным феноменом в подростковой социализации. В.Г. Степанов в своих трудах отмечает что «в чистом виде говорить о совершенном преступлении можно лишь с того момента, когда лицо, его совершившее, становится субъектом, т. е. достигает определенного возраста, для умышленных преступлений – это 14 лет. Но в реальной жизни случается так, что, достигая этого возраста, подросток уже имеет твердую жизненную установку, что, совершая преступления, он может не бояться наказания и жить значительно лучше, чем те, кто соблюдает законы. Следствием этого является резкое омоложение преступности: 70% всех противоправных действий совершается лицами до 30 лет, среди которых выделяются подростки». [4]
Рост преступности среди подростков можно обусловить влиянием факторов внешней среды на личность несовершеннолетнего. Зачастую неправовые действия совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. Для таких подростков характерно отрицательное отношение к учебному процессу, которое проявляется в активном протесте против устава учебного заведения. Систематическая неподготовленность к занятиям и пропуски без уважительных причин становятся мотивом педагогического принуждения, что в свою очередь вызывает у подростка приступы агрессии.
Существует множество теорий агрессивного поведения у подростков. Все они относятся к психолого-биологическим и социологическим факторам. В работе с трудными подростками особое внимание следует уделять: теории фрустрации (Д.Долларда), теории развития (А. Бандура, Д. Уолтерса) и теории стигматизации (Т.Д. Шеффа), так как они отражают основные причины девиантного поведения, указывая на проблему которую необходимо разрешить.
На современном этапе социализации общества особое внимание уделяется социальным, педагогическим и психологическим аспектам формирования личности. В этом случае деятельность любого педагога направлена на реализацию как учебных, так и воспитательных задач. Вторые несут в себе направленность на формирование личностных и общественных ценностей, взглядов и убеждений, нравственных и этических норм, которые еще не созрели и находятся на стадии когда у подростка идет взаимообмен и искажение понятий «ХОРОШО» - «ПЛОХО».
Э. Фромм, изучая психологию деструктивного поведения, выделяет общий тезис для подобных исследований касающихся данной области: «агрессивное поведение людей, проявляющееся в войнах, преступлениях, личной драчливости и прочих типах деструктивного и садистского поведения, имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в человеке, связано с врожденным инстинктом, который ждет своего места и часа и использует любой повод для своего выражения» [5]. Рассматривая приведенный тезис относительно тематики данной статьи, можно прийти к выводу, что наиболее лучшее время выхода агрессии для своей реализации наступает именно в подростковом периоде, когда появляется множество поводов и факторов, влияющих на изменение эмоциональной активности. Следует учитывать психологическое развитие, обусловленное внешней средой, что также имеет непосредственное влияние на изменения поведенческих особенностей отдельного субъекта. В подростком возрасте таким толчком становятся внешние факторы общественной социализации. Особое влияние на «трудных» подростков оказываю старшие товарищи, для которых антисоциальное поведение является неотъемлемым образом жизни. М.И. Рожков и Л.В. Байбородова считают, что «…дети должны пройти процедуру социального самоопределения, освоить социальные роли в системе социальных отношений. Под социальным самоопределением они понимают «выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей» [1]. Подражательная стадия такого возраста в данном случае играет в пользу беззаботности, вседозволенности и желания быть «кумиром» для окружающих, что возможно получить, только бросив вызов общепринятым нормам.
Решением подобных проблем занимаются все социальные институты, но большая часть работы относится к педагогическим коллективам учебных заведений, которые обязаны:
- выявлять обучающихся с отклоняющимся поведением;
- выявлять причины подобного поведения;
- предостерегать от необдуманных поступков, указывая на масштаб деяния и его последствия;
- находить наиболее оптимальное решение возникшей проблемы;
- проводить профилактические беседы.
Для эффективной профилактики необходимо образно спроецировать ситуацию на самом подростке, посредством чего он самостоятельно должен прийти к выводу о правильности своих поступков. Л.Б. Шнейдер пишет: «Профилактика девиантного поведения может быть организованна в подростковом возрасте путём инициации смысло- и целеполагания в развернутом процессе сценарного построения жизнедеятельности, создания образов социально приемлемого и желаемого будущего и адекватных профессиональных проекций» [2].
В применение такого метода неоспоримо и участие литературы как предмета и как средства образного построения любой ситуации. Наши классики подарили нам необъятную коллекцию различных образов, как положительных, так и отрицательных, которые можно использовать для построения проблемной ситуации, или ввести в ту ситуацию, в которой находится предлагаемый художественный герой.
Прибегая к литературе, как к наглядному примеру, необходимо помнить о морали, которую должен вынести «трудный» подросток для себя. Не в коем случае нельзя подбирать сценарий, где герою с девиантным поведением все сходит с рук, иначе такая профилактика только усугубит представление о дозволенном в худшую сторону.
Проведя исследование в образовательной системе НПО и СПО, могу выделить три основных этапа профилактики девиантного поведения.
На первом (начальном) этапе необходимо попытаться ввести агрессора в рабочую обстановку, давая ему пусть незначительные, но интересные задания. Для активизации внимания можно попросить создать словесный образ идеального человека, на которого хотел бы равняться подросток, а потом наделить его желаемыми характеристиками. На подсознательном уровне ученик будет вкладывать те качества, которыми бы он хотел обладать сам.
На втором этапе необходимо дать волю фантазиям о желанном будущем, так как независимо от настоящего поведения каждый думает о том, кем бы он хотел стать в дальнейшем. Затем построить поэтапный план действий для достижения и реализации придуманного желания. Из данного задания будет видны чего хочет достичь ученик, и на что он готов исходя из его возрастных особенностей, при этом учитываем, что в большей мере желания становятся целью.
После того как уже определено кем и каким видит себя подросток, можно перейти к ассоциативным упражнениям – третий этап. Это будет завершительным этапом профилактики. На нем желательно прибегнут к сравнению личности самого подростка с личностью какого-нибудь героя, для того чтобы дать понять ту разницу, которая позволит в некоторой степени поменять свое отношение к окружающему. В последствие можно разыграть сцену из того произведения из которого был взят сравнительный герой. Инициация ученика с персонажем, может позволить увидеть волнующие проблемы и возможность нанесения реального ущерба не только окружающим, но и самому себе. Исходя из этого, можно наметить маршрут к исправлению, что позволить повлиять на его видение действительности.
На протяжении всей профилактики лучше использовать «сократовский метод» общения. В таком случае «трудный» ребенок сам дает ответ, вследствие чего самостоятельно приходит к выводу. Личное осознание своей проблемы поможет ученику избавиться от возможного причинения неприятностей, как другим, так и себе, и позволит нормально пройти социализацию как индивидуальной личности со своими стремлениями.
Участвуя в подобном процессе, педагог должен чувствовать себя причастным к судьбе ученика, так как одной из важных проблем на современном этапе развития образовательного процесса для педагога является обучение гуманности, прививая ученикам тот «социальный характер», который требует современное общество.
Список литературы.
Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2012.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336с. – (Психологические технологии)
Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е.В. Гребенкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157с.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 560с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. http://royallib.ru/author/fromm_erih.html