Тема: «Поликультурная предметно-пространственная среда, как фактор социализации дошкольника».
- План:
- 1. Теоретическая часть
- 2. Практическая часть
- а) подвижные игры
- б) презентация наглядного материала
- 3. Рефлексия
- Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.
- Поликультурное воспитание – это психолого-педагогический процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях. В какой-то степени поликультурное воспитание является отражением сущности и подходов интернационального воспитания.
- Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Поликультурная предметно-пространственная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях , обрядах.
Социализация ребенка – явление многогранное происходящее под влиянием разных факторов: наследственность, атмосферы, среды.
Главная цель социализации – ценностное отношение к элементам соцкультуры толерантного к людям разных национальности.
Целью поликультурного образования является формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачами поликультурного образования являются следующие:
полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
1 этап - ознакомление ребенка с культурой своего народа, формирование понятия культурной идентичности.
2 этап – создание модели поликультурного образования в детском саду на основе слияния культур народов родного края.
3 этап - преодоление территориальной ориентации.
Требования к поликультурной среде:
- Создать в группе мини-музей «Игрушки народов мира»;
- Организовать неделю традиционных игр народов других стран (сопровождая их музыкальными произведениями этих народов);
- Создать коллекцию кукол в народных костюмах;
- Познакомить детей с приветствиями разных стран;
- Организовать подборку книг, открыток, знакомящих с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
- Подобрать образцы народного быта;
- Подобрать образцы национальных костюмов (для кукол, детей);
- Создать картотеку пословиц, поговорок;
- Художественная литература (сказки, легенды, стихи);
- Произведения искусства (картины);
- Сценарии праздников, досугов.
Художественная литература
Произведения искусства
Основные разделы поликультурного воспитания в ДОУ
(Организованная совместная и самостоятельная деятельность).
В возрасте 3-4 года: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки». В возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и др. В возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и др.
«Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры. Культура есть там и тогда, где и когда память о прошлом специально поддерживается и возделывается»