СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«роль мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять у обучающихся умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих; повторить работу мягкого знака.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Просмотр содержимого документа
««роль мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1»











Открытый урок

по русскому языку в 3 «Б» классе по теме

«РОЛЬ МЯГКОГО ЗНАКА

НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ»

















Учитель Логинова Л.Н.













Курчатов, 2016



Цель: закреплять у обучающихся умение писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих; повторить работу мягкого знака.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь применять правило и алгоритм при решении орфографической задачи «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»;

Метапредметные:

познавательные: уметь самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, владеть логическими действиями сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, строить рассуждения на основе наблюдений высказанного предположения о выборе написания мягкого знака;

регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, сопоставлять выполненную работу с моделью, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать и оценивать (адекватно) учебные действия вносить коррективы;

коммуникативные: развивать навыки коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, участвовать в учебном диалоге, соблюдая правильность речи, уметь высказывать свое мнение, прислушиваясь к мнению других, задавать вопросы по теме, сохраняя учебную задачу.

Личностные: сохранять положительную мотивацию к учению, учитывать степень сложности задания и возможность его выполнения, проявлять работоспособность в споре, осуществлять самоконтроль при выполнении задания.

Основные термины, понятия: орфограмма «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»; род мужской, женский; число единственное, множественное; шипящие согласные звуки.

Ресурсы: учебник Русский язык 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва «Просвещение» 2013; рабочая тетрадь Русский язык 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва «Просвещение» 2015; раздаточный материал (карточки), сигналы проверки, ноутбуки.

Организация пространства: формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, работа в паре.



Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, добрыми улыбками поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

- Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успешной работы на уроке.

2.Оформление тетрадей.

- Откройте тетради. Запишите число и классная работа. Назовите орфограммы, обосновывая своё мнение.

3.Актуализация знаний и способов действий.

а) Работа в группах.( Класс разделён на три команды. Учитель раздаёт карточки с заданием.)

- Посмотрите внимательно, какое здесь нужно выполнить задание? ( Вставить пропущенную букву.)

- Выполнять задание начинает командир и продолжаете по часовой стрелке с объяснением.(По сигналу учителя дети приступают к выполнению задания.)

Задание:

Мяч.., мелоч.., борщ.., меч.., мыш.., доч.., плащ.., вещ…( Готовность команд проверяется, когда ребята держась за руки поднимают их вверх. Командиры выходят к доске и вывешивают результаты своей команды.)

- Командиры отчитайтесь о работе своей команды.

- Ребята, внимательно посмотрите на результаты своих работ.(Идёт фронтальная проверка с помощью сигнальных карточек.)

- Что вы можете сказать? ( Ребята анализируют работы. Доказывают своё мнение.)

- Ребята, оцените задание в баллах.

Вывод: - Вы, верно выбрали место мягкому знаку. Так какова его роль в данных словах? (Он является показателем женского рода.)

- Догадались, так какая тема нашего урока? ( Роль мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.)

- Предположите, чему мы будем учиться на уроке, то есть цель нашего урока? (Продолжить учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце имён существительных.)

- А какие знания и умения потребовались вам для решения этой орфографической задачи?

( Узнать шипящий звук на конце слова; уметь определять род имени существительного.)

-Что помогает решить вам эту задачу? ( Наша модель, созданная на прошлом уроке.)

- Вот она перед вами.( Показ модели.)

4.Закрепление знаний и способов действий.

б ) Работа по учебнику (Самостоятельная работа, индивидуальная)

-Откройте учебник на странице 16,упр.24. Прочитайте задание внимательно.

- Вслух по цепочки читаем слова.

- Есть ли вопросы к заданию? (Показ карточки с вопросом.)

- Ребята, может есть непонятные слова?

Словарная работа.

МЕЛОЧЬ – мелкие деньги.

ГРАНЬ – плоская поверхность геометрического тела; и то, что отделяет друг от друга.

СВИРЕЛЬ – народный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.

КРЕМЛЬ – городская крепость в старых русских городах.

- Орфограмму в словах правильно подчеркните.( Дети выполняют задание.)

Упражнение 24.

Мяч..,мелоч..,борщ..,болезн..,гран..,меч..,мыш.., сирен..,доч..,свирел..,кремл..,корол..,плащ..,вещ…

Проверка по шаблону.(Образец на экране.)

-У кого так, сделайте 1раз хлопок.

- Что вы заметили при выполнении данного задания?( Ответы детей.)

- Какую роль играет мягкий знак? (Он является и показателем мягкости согласного.)

- Снова нам помогает модель, но другая. Покажите её на доске.

- Оцените свою работу в баллах. Поставьте карандашом на полях.(3б – 0 ошибок; 2б -1-2 ошибки; 1б – 3-4 ошибки; 0б – более 4ошибок.)

в) Работа в парах на ноутбуках.

- Внимание! Соблюдайте все правила работы на ноутбуках.

- Осторожно откройте.

- Включите.

- Введите пароль (ученик 1).

- Тема21,задание3.

-По моему сигналу приступили к выполнению задания.

Задание. Распредели имена существительные на три группы в зависимости от того, для чего в слове использована буква мягкий знак(ь).

Скамья, моль, рожь ,бульон, глубь, дочь, вьюн, конь, вещь.

Проверка (сигнальные карточки). Выбранная пара из команды читает столбик слов (3 пары).

- Оцените себя в баллах на полях карандашом.

- Какая модель вам помогла правильно распределить имена существительные? (Дети называют данную модель: ь –показатель мягкости согласного; ь – разделительный; ь –показатель женского рода.)

- Подобное задание выполните дома.

- Отключите и закройте осторожно ноутбуки.

5.ФИЗМИНУТКА.

-Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем друзья.

- Я называю имена существительные. Если в слове ь – не пишется, то – присядьте. Если в слове пишется ь, то – хлопок 1 раз и встаём.

(ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, мышь, товарищ, мяч, печь.)

6.Выбор правильной ситуации при решении проблемы.

г) Запись под диктовку у доски с комментированием.(Учитель читает словосочетания.)

Добрый товарищ, серая мышь, вкусный калач, решение задач.

- Ребята, не возникает ли у вас вопроса?(Ответы детей.)

- Что нам может помочь при решении данной проблемы?(Ответы детей.)

- От чего будет зависеть написание мягкого знака?(Ответы детей.)

- Воспользуемся наблюдением. (Открывается доска и дети читают запись.)

( капало с крыш, из-за берёзовых рощ, пять груш, много луж.)

- Выскажете ваши предположения. Обратимся к нашей модели.

- Только ли написание мягкого знака зависит от рода? ( Не только. А зависит ещё от числа.)

- А здесь имена существительные стоят в форме какого числа? ( Множественного.)

- Какой можно сделать вывод? (ь – пишется после шипящих на конце имён существительных женского рода и в единственном числе, а во множественном числе не пишется.)

Команды получают задание: достройте модель о написании мягкого знака.

ПОКАЗ И ВЫБОР УДАЧНОЙ МОДЕЛИ. (Высказывают ребята своё мнение.)

7.Закрепление нового знания. Проговаривание во внешней речи.

Учитель продолжает диктовать те словосочетания, которые были разобраны на доске ранее.( решение задач, капало с крыш, из-за берёзовых рощ, много луж, красивая брошь.) Задание не оцениваем!

д ) Работа с текстом в парах.

- В заключении урока прошу вас ребята, проверить работу других учеников.(Раздаются карточки с текстом, в котором допущены ошибки.)

ТЕКСТ.

В полноч на манеж вышел циркачь.

В руках он держал мячь.

Скрипач играл маршь.

Моржь крутил обруч.

В зале сидела молодёж.

Было много радостных встречь.( Дети из команд объясняют допущенные ребятами ошибки.)

Оцените свои работы.( 3б. – все предложения верны,2б – 1-2предложения с ошибками, 1б- 3-4 предложения с ошибками, 0б – более 4 предложений с ошибками.)

- Что можно сказать об этой записи? ( Это текст )

- Обоснуйте своё мнение. (Ответы детей.)

- О чём говорится в тексте? (Ответы детей.)

- Какая главная мысль в тексте? (Ответы детей.)

- Как его можно озаглавить? (В цирке. Шапито.)

8.Рефлексия учебной деятельности.

-Какая тема нашего урока?(Ответы детей.)

- Какая цель урока? ( Ответы детей.)

- Что нового узнали на уроке? (Ответы детей.)

- Проверим насколько вы умеете правильно писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих. Приготовили карточки. Ь или Ь\.

Учитель называет слова: дочь, карандаш, врач, глушь, дач, молодёжь, луж, помощь, рощ, чиж, пастбищ, ночь, груш, леч?. (Дети держат карточку ?)

- Данное слово «лечь» есть в строках знаменитого стихотворения Анны Ахматовой «МУЖЕСТВО». Оно написано в годы Великой Отечественной войны 23 февраля 1942 года. Это стихотворение о мужестве, стойкости и отваге нашего народа.

Учитель читает отрывок из стихотворения (на доске):

НЕ СТРАШНО ПОД ПУЛЯМИ МЁРТВЫМИ ЛЕЧЬ,

НЕ ГОРЬКО ОСТАТЬСЯ БЕЗ КРОВА, -

И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.

- И в слове «лечь», « беречь», «помочь» есть мягкий знак. Почему? Но эта другая уже роль Ь и другая тема урока. Но вам предлагаю понаблюдать и поразмышлять над ней.

- А сейчас подведём итоги своей работы. Оцените её в баллах. На доске написано:

8б – 9б отметка «5».

5б – 7б отметка «4».

2б -4б отметка «3».

- Тем, кому нужна моя помощь, отметку поставлю на следующем уроке.

- Мне было приятно, как вы работали сегодня на уроке. Я надеюсь, что урок стал для вас полезным и интересным. Спасибо, ребята.

9.Домашнее задание ( на доске).

- Для всех работа по учебнику на странице 16.,Упр.26.(Обобщение роли Ь).

- А те, кто любит по труднее задания в тетради на странице 36., Упр.49.

- И информация для размышления над новыми словами, оканчивающимися на (ЧЬ).

- Урок окончен.