СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль мультимедиа в обучении химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня Казахстан переживает важный этап своего развития, характеризующийся модернизацией образования, поиском путей вхождения нашего государства в мировое образовательное пространство.

       В Казахстане большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности.

       Уникальные возможности средств новых информационных технологий создают  предпосылки интенсификации изучения предмета химии,  создание методик, ориентированных на развитие личности обучаемого.  

      Каковы же основные направления использования информационных технологий на занятиях по химии?

При объяснении теоретического или нового материала. Теоретический материал, как правило, труден для восприятия. Обычные таблицы к уроку, к примеру, «Типы гибридизации атомов углерода», «Строение атома» даже при детальном пояснении учителем не позволяют достичь того эффекта в понимании, как экранная анимация. При изучении разделов органической химии важное место по праву занимает компьютерная анимация, которая показывает объекты в объеме и в пространственном вращении, что широко используется при демонстрации структурных формул различных классов органических соединений.  Для демонстрации опытов; не каждый процесс можно пронаблюдать в учебной лаборатории, кроме нехватки реактивов и оборудования есть другие проблемы: Сейчас уже практически постоянным является составление мною презентаций при подготовке к занятиям по химии. При составлении обобщающих схем и таблиц на семинарских занятиях, занятиях-обобщениях; При решении практических и расчетных задач я учу учащихся составлять простейшие алгоритмы. Возможности создания таких алгоритмов на экране существенно экономят время урока. При проведении самостоятельных работ, при закреплении материала; что позволяет вывести на экран сразу несколько вариантов работ, организовать оперативный контроль и проверить ответы учащихся.

Использование ИТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя; как способ расширения зоны индивидуальной активности учащегося.

         На уроках химии можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ:

 1) Это может быть использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке;

2) использование электронных учебников и пособий. В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «Химия 10», «Химия 11»,  «1С. Репетитор. Химия»,  “Химия для всех- XXI. Решение задач”;  и др.

3) работа в Интернет,

4) создание собственных образовательных ресурсов:  Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно занимаюсь. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Презентации могут составлять и сами учащиеся. Такое задание можно дать в качестве домашнего, например, по истории открытия того или иного вещества, элемента, использования вещества в быту, отчёт о проведении домашнего эксперимента и т.д. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль.

5) В данный момент я  осваиваю новую и интересную форму проведения Internet-занятия - Web-квест. Это совершенно новый подход к обучению, на котором учащиеся не только собирают и систематизируют информацию, из Интернета, они решают конкретную поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает процесс обучения более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Web-квесты – это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной или групповой работы учащихся с Интернет-ресурсами.

       Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты:

• в центре технологии обучения - учащийся;

• в основе учебной деятельности – сотрудничество;

• позиция ребенка в учебном процессе – активная;

• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

значительный объем материала, охватывающий различные разделы  программы по химии наглядность подачи материала (учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул) наличие демонстраций тех химических опытов, которые невозможно показать из-за отсутствия реактивов или по другим причинам (например, опыты с ядовитыми веществами) ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей. Развитие творческого, логического и образного мышления учащихся Формирование практических навыков анализа информации, самообразования Повышение мотивации к изучаемому предмету

Отрицательные моменты:

Привыкание к компьютеру Проблема «неотфильтрованной" информации Невысокая информационная культура Отсутствие единой информационно-методической службы Трудности  проведения исследовательских работ

      «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я научусь». Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов и явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме, особенно это касается явлений макро- и микромира, которые мы изучаем на наших занятиях, многих процессов и объектов, которые не удаётся или в принципе невозможно наблюдать.

 

Литература:

1. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. – №8,

2. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии на уроках химии.// – Химия в школе. – 2005. – №3

3.Сагайдакова В.В. Краеведческий материал на уроках химии.//Методическое пособие. – Усть-Каменогорск, 2013.

Просмотр содержимого документа
«"Роль мультимедиа в обучении химии"»

Роль мультимедиа в обучении химии  Редактировать

 

      Сегодня Казахстан переживает важный этап своего развития, характеризующийся модернизацией образования, поиском путей вхождения нашего государства в мировое образовательное пространство.

       В Казахстане большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности.

       Уникальные возможности средств новых информационных технологий создают  предпосылки интенсификации изучения предмета химии,  создание методик, ориентированных на развитие личности обучаемого.  

      Каковы же основные направления использования информационных технологий на занятиях по химии?

При объяснении теоретического или нового материала. Теоретический материал, как правило, труден для восприятия. Обычные таблицы к уроку, к примеру, «Типы гибридизации атомов углерода», «Строение атома» даже при детальном пояснении учителем не позволяют достичь того эффекта в понимании, как экранная анимация. При изучении разделов органической химии важное место по праву занимает компьютерная анимация, которая показывает объекты в объеме и в пространственном вращении, что широко используется при демонстрации структурных формул различных классов органических соединений.  Для демонстрации опытов; не каждый процесс можно пронаблюдать в учебной лаборатории, кроме нехватки реактивов и оборудования есть другие проблемы: Сейчас уже практически постоянным является составление мною презентаций при подготовке к занятиям по химии. При составлении обобщающих схем и таблиц на семинарских занятиях, занятиях-обобщениях; При решении практических и расчетных задач я учу учащихся составлять простейшие алгоритмы. Возможности создания таких алгоритмов на экране существенно экономят время урока. При проведении самостоятельных работ, при закреплении материала; что позволяет вывести на экран сразу несколько вариантов работ, организовать оперативный контроль и проверить ответы учащихся.

Использование ИТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя; как способ расширения зоны индивидуальной активности учащегося.

         На уроках химии можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ:

 1) Это может быть использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке;

2) использование электронных учебников и пособий. В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «Химия 10», «Химия 11»,  «1С. Репетитор. Химия»,  “Химия для всех- XXI. Решение задач”;  и др.

3) работа в Интернет,

4) создание собственных образовательных ресурсов:  Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно занимаюсь. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Презентации могут составлять и сами учащиеся. Такое задание можно дать в качестве домашнего, например, по истории открытия того или иного вещества, элемента, использования вещества в быту, отчёт о проведении домашнего эксперимента и т.д. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль.

5) В данный момент я  осваиваю новую и интересную форму проведения Internet-занятия - Web-квест. Это совершенно новый подход к обучению, на котором учащиеся не только собирают и систематизируют информацию, из Интернета, они решают конкретную поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает процесс обучения более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Web-квесты – это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной или групповой работы учащихся с Интернет-ресурсами.

       Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты:

• в центре технологии обучения - учащийся;

• в основе учебной деятельности – сотрудничество;

• позиция ребенка в учебном процессе – активная;

• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

значительный объем материала, охватывающий различные разделы  программы по химии наглядность подачи материала (учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул) наличие демонстраций тех химических опытов, которые невозможно показать из-за отсутствия реактивов или по другим причинам (например, опыты с ядовитыми веществами) ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей. Развитие творческого, логического и образного мышления учащихся Формирование практических навыков анализа информации, самообразования Повышение мотивации к изучаемому предмету

Отрицательные моменты:

Привыкание к компьютеру Проблема «неотфильтрованной" информации Невысокая информационная культура Отсутствие единой информационно-методической службы Трудности  проведения исследовательских работ

      «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я научусь». Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов и явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме, особенно это касается явлений макро- и микромира, которые мы изучаем на наших занятиях, многих процессов и объектов, которые не удаётся или в принципе невозможно наблюдать.

 

Литература:

1. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки.// Химия в школе, 2002. – №8,

2. Нечитайлова Е.В. Информационные технологии на уроках химии.// – Химия в школе. – 2005. – №3

3.Сагайдакова В.В. Краеведческий материал на уроках химии.//Методическое пособие. – Усть-Каменогорск, 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!