СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль наставника в организации работы с одаренными детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль наставника в организации работы с одаренными детьми»

«Роль наставника в организации работы

с одаренными детьми»

Сохранение и развитие одаренности детей – важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Обучение одаренных детей по обычным школьным программам, не дает им возможности продвигаться в развитии в той мере, которая соответствует их индивидуальным способностям. Преодоление этого противоречия невозможно без поиска новых форм и методов работы с одаренными детьми. Данное обстоятельство приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одаренными детьми.

Работу с одаренными детьми проводим в три этапа:

1 этап – увлечь. На этом этапе стараемся заинтересовать учащихся своим предметом. Само желание сделать что-либо сверхурочное, заниматься исследовательской или проектной деятельностью, участвовать в конкурсах или олимпиаде свидетельствует об одаренности. Работу по выявлению одаренных начинаем на уроке. Для работы можно использовать задания разного характера, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний, например:

Задания на развитие логического мышления.

  1. Расположите понятия таким образом, чтобы слева располагалось общее понятие, справа – частное, а в середине – промежуточное.

  • Лесное растение, дуб, дерево.

  • Болезнетворная бактерия, бактерия, палочка Коха.

  1. Расположение понятий от более частных к более общим.

  • «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы».

  • «пресмыкающиеся», «гадюка», «змея», «ядовитая змея», «позвоночные».

  1. Нахождение обобщающего понятия.

  • Кокки – бациллы; белок – крахмал; метелка – зонтик.

  1. Построить логическую цепочку из понятий.

  • Организм, кровь, гемоглобин, кровеносная система, эритроцит.

  1. Решить биологическую задачу.

  • В первый год жизни карп, выращенный в пруду весит 20 г. На второй год его масса достигает 600 г. Средняя продуктивность пруда 250 кг/га. Вычислите сколько рыбы дает пруд площадью 25 га и приблизительно сколько карпов второго года в нем может быть.

  1. Задания на развитие творческого мышления. Творческие задания – это учебные задания, которые требуют от учащихся не просто воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько решений.

  • Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?

  • Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки – вены?

  1. Задания на прогнозирование ситуаций

  • Что будет, если вырубить в лесу все деревья?

2 этап – раскрыть. Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы необходимо иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

Например, произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях? Предложите, стандартное и нестандартное решение.

Создание ситуации «творчества» помогает одаренным детям не только проверить свои знания, но и «блеснуть» быстротой реакции, дополнительной информацией. С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаем с компьютером, тем самым формируя более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентаций для сопровождения сообщений, докладов. Часто на уроке и при подготовке олимпиадных заданий обращаемся к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн-тестами.

3 этап – развить. На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности и заинтересованность в предмете.

Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, интеллектуальных марафонах, выполнение исследовательских и проектных работ, обучение в учебно-тренировочных сборах дают ему эту возможность. При этом он обучается работе не только с дополнительной и научной литературой, с Интернет-ресурсами, но и совершенствует умение писать сначала доклады, потом рефераты по интересующим его темам, приобретает опыт публичных выступлений и в итоге выполняет исследовательскую работу, которую представляет на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская работа позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

В результате системной работы с учащимися на уроках и во внеурочное время мои учащиеся показывают не плохие результаты по биологии на выпускных экзаменах. За последние 5 лет подготовила 22 победителя и 24 призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, 1 призера регионального этапа ВОШ по экологии, 2 призеров республиканской интеллектуальной олимпиады школьников «Без яшь, без сэлэтле», команду-призера Республиканского «Турнира юных биологов» и т.д.

В заключение хочу отметить, что работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.