СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль неврбального общения в свете гуманистического подхода к обучению в спо.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена роли невербального общения в работе педагога

Просмотр содержимого документа
«Роль неврбального общения в свете гуманистического подхода к обучению в спо.»

ТЕХНИКА БЕССЛОВЕСНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СВЕТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В СПО.

Павлишина Ю.С. , преподаватель Хабаровского автомеханического колледжа.


Острота и сложность проблем настоящего времени требуют творческих начал личности, способной успешно использовать свой интеллектуальный, эмоциональный и духовно-нравственный потенциал для эффективной самореа­лизации и успешного осуществления своего социального предназначения. Роль гуманистического общения преподавателя СПО со студентами в этой связи здесь трудно переоценить. Во благо плодотворности своей педагогической деятельности мы должны уметь правильно диагностировать поведение студента, делать соответствующие выводы и перестраивать свое поведение.

Именно поэтому речь идёт о наиболее значимых аспектах понимания поведения, в равной степени важного как в личной жизни, так и в профессиональной педагогической деятельности. Знакомясь же с основами гуманистического подхода к технике педагогических действий для эффективного применения определённых бессловесных воздействий в процессе преподавания, мы сможем создать тем самым условия для более полного и всестороннего саморазвития личности, как студента, так и преподавателя.

Очевидно, что работа преподавателя ссуза ориентирована не только на интеллект студентов. Раскрывая премудрости технических дисциплин, мы выходим на контакт с внутренней личностной культурой будущего специалиста, которая представляет собой ядро личности, задающее философию жизни, настрой души, тот способ понимания мира, те «линзы и фильтры», которые определяют внутреннее и внешнее поведение человека. Эта культура приходит через желание студента повысить свою культуру и грамотную работу преподавателя, доносящего образцы культуры.

В данной статье мы будем говорить о внешнем поведении преподавателя, которое сравнительно легко наблюдается, поддается объективному оцениванию и способствует созданию определенного психологического пространства в аудитории и развивает позитивную внутреннюю культуру, как студента, так и самого преподавателя.

Преподаватель по роду своей деятельности относится к профессии типа «Человек-человек», т.е. имеют дело с людьми, поэтому их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности.

Невозможно требовать от студента дисциплинированности и аккуратности, когда сам преподаватель имеет растрепанный вид, а на одежде заметны следы чаепитий.

Основными требованиями к личным качествам преподавателя следует отнести отзывчивость, доброжелательность, готовность помочь, терпение и выдержанность, поэтому во внешнем облике должны сочетаться огромная выдержка и доброта.

Начиная с 40-х годов, в нашей стране изучался вопрос: как соответствовать целям и задачам педагогической деятельности? Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Исследования показали, что в 40-е годы ученики ценили в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. А в 2000-е годы на первом месте оказались доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.


Внешнее поведение - это то, что воспринимается зрением, слухом, осязанием, т.е. - это наши жесты, мимика, позы (бессловесные действия), речь(словесные действия). Однако любому нашему физическому действию предшествует готовность его совершить, т.е. мобилизация. Все наши эмоции отражаются на состоянии нашего тела: ритме дыхания, режиме кровоснабжения, напряжении, расслаблении или движении мышц. Но именно негативные, отрицательные переживания «записываются» нашим телом как мышечные напряжения и зажимы. Дело в том, что мобилизация - это не просто напряжение мышц живота, спины, шеи, это состояние психофизической готовности к грядущим действиям. Начинать лекцию или практическое занятие рекомендуется с оптимальной степени готовности (Ваш облик собран, подтянут, но не «зажат», походка энергична, а не скованна, на лице приятное, доброжелательное выражение), а затем, если это потребует замысел совместной работы, а главное - понимание студентами происходящего на занятии, степень мобилизации можно постепенно повышать. В этом случае преподаватель становится более энергичным, возможно азартным, он как бы заряжает студентов своей заинтересованностью, своими действиями.

Если индикатором готовности человека что-то сделать является мобилизация, то показателем нашего эмоционального состояния можно считать «вес». Здесь можно выделить пять степеней «веса». Сильные, отрицательные эмоции, испытываемые преподавателем, по невидимым каналам будут немедленно передаваться студентам и вызывать в них любые чувства и переживания, кроме тех, которые нужны для плодотворного усвоения данной дисциплины Преподаватель в таком состоянии пребывает в «тяжёлом весе», и общение с ним в этом случае очень затруднено. Разновидностью «тяжёлого веса» является «вес с неохотой», однако его эмоциональная тяжесть «весит» меньше. Антиподом «тяжелого веса» будет «лёгкий вес». Вокруг преподавателя в таком его эмоциональном состоянии как бы светится поле положительных эмоций. Однако если рассмотреть сочетание легкого веса и пониженной мобилизации, то можно представить себе человека, настроение у которого прекрасное, но ни желания, ни сил что-то делать нет - преподаватель весь погружен в свои радостные переживания и до студентов ему нет дела. «Легкий вес» и повышенная мобилизация - это бурная радость. Однако надо помнить, что повышенная мобилизация - это всегда большая трата нервных и физических сил, а ,следовательно, большая утомляемость.

Между «тяжелым» и «лёгким» весами находится «средний» вес т.е. «ноль эмоций». Преподаватель, пребывая в таком весе, чувств никаких не испытывает, смотрит и говорит бесстрастно, движения четкие, но без эмоциональной окраски, как у отлаженного механизма. Скорее всего, у студентов появятся отрицательные ощущения от общения с таким человеком, подобный образ педагога далек от профессионального идеала. Но существует еще одна разновидность «веса», которая находится между «средним» и «легки весом» - это «вес с достоинством». Достоинство - это нравственная категория, выражающая отношение человека к самому себе. Однако, говоря о «весе с достоинством», надо подразумевать, что преподаватель объективно (адекватно) оценивает себя, знает свои положительные и отрицательные стороны. Представим себе преподавателя, который, войдя в аудиторию, всем своим видом демонстрирует готовность к работе: движения его энергичны, но не суетливы, выражение глаз внимательное, доброжелательное, заинтересованное (кем? Больше всего его интересуют сейчас студенты), на губах легкая улыбка, во всем облике сквозит уважение к молодым людям и уважение к самому себе. Однако здесь могут возникнуть некоторые недоумения по поводу некой запланированности эмоционального состояния преподавателя, без учета обстоятельств его совместной деятельности со студентами. Участники учебного процесса проживают его вместе, естественно, по-разному. Каждый по-своему выражает в своем поведении отношение к тому или иному эпизоду конкретной ситуации. Поэтому было бы странно, если бы состояние преподавателя оставалось неизменным не только на протяжении одного семестра, но и даже в течение одной лекции или практического занятия. Поэтому у нас будут и «тяжелые», и «легкие веса», и «вес с достоинством». Порадовал вас студент ответом? Пусть все видят, что настроение у Вас улучшилось. Огорчил кто-то бездумной выходкой? Пусть все видят, что Вам от нее не по себе. Считаете нужным не замечать чьей-то язвительности? Пусть ваш «вес с достоинством» не поколеблется ни на грамм.

Эмоциональное состояние должно быть, во-первых, понятно студентам, во-вторых, оно должно быть созвучно конкретной ситуации, в-третьих, мы как педагоги должны вести своих студентов к тем чувствам и переживаниям, которые бы развивали, обогащали их, помогали более эффективно воспринимать и усваивать учебный материал.

Итак, говоря о технике действий, мы обращаемся к параметрам, создающим внешний облик человека. Мобилизацию мы определили как индикатор готовности преподавателя к проведению занятий, «вес» - как индикатор его эмоционального состояния, но существует еще один параметр - пристройка – как индикатор отношений между взаимодействующими сторонами, показатель позиций сторон в общении. «Пристройка» - это непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить этот объект к своим нуждам. Общая пристройка тела человека в свою очередь, состоит из множества других, частных пристроек: определенные положения рук, ног, корпуса, глаз, бровей, губ и т.д. Таким образом, пристройка появляется в позе, жестах, мимике.

По характеру отношения к объекту предстоящего воздействия пристройка подразделяется на три вида. Рассмотрим их в контексте межличностного общения в СПО. Первая - подчеркивает позицию преподавателя «над» студентами и называется позиция «сверху». Весь его облик как бы говорит, что он старше их, намного умнее, явно образованнее, поэтому студенты должны беспрекословно подчиняться ему. Очевидно, что учащиеся при общении с таким, преподавателем ощущают себя неуютно, дискомфортно, начинают чувствовать, к нему неприязненные отношения, а это в свою очередь оказывает негативное, влияние на результаты усваиваемого учебного материала. Антиподом пристройки «сверху» является пристройка «снизу». В этом случае преподаватель как бы демонстрирует студентам свою зависимость от них, фактически позволяет им «сесть ему на голову». Третий тип пристроек - это пристройки «наравне». Уже в самом названии подчеркивается отношения на равных, уважительные. В этом случае нет высокомерия, снисхождения, барства, но нет и заискивания, самоунижения, немой мольбы. Любые жесты в пристройках «наравне» помогают в общении, они будут просты, понятны, доброжелательны. В пристройках «наравне» студент является равноправным субъектом учебной деятельности, и преподаватель не воздействует на него, а оказывает содействие в его интеллектуальном и личностном развитии.

Однако ничто человеческое (ни преподавателю, ни студенту) не чуждо. Эта известная всем мысль оправдывает вариативность нашего поведения. Пристройки «сверху» и «снизу», если они в достаточной степени мотивированы, имеют право быть сыграны в педагогической деятельности преподавателя. А вот можно ли сыграть по отношению к студентам пристройки «наравне»? Скорее всего, нет. Поверив «игре» вначале студенты потом поймут, что их обманули, причем обман они раскроют сами, но при Вашем активном участии: долгое время изображать то, чего не чувствуешь, невозможно, и у Вас будут все чаще «прорываться» пристройки «сверху», тем самым, выдавая подлинное Ваше отношение к студентам. Если мы воспринимаем молодых людей как личности равные (пусть многого не знающие, но зато даже в чем-то превосходящие нас), то «играть» пристройки «наравне» не надо - они будут проявляться при общении вполне естественно. Это и будет частицей нашей профессиональной идеологии гуманистической направленности, о которой мы говорили выше.

Итак, были выделены три параметра бессловесных действий: мобилизация, «вес», «пристройка». Чтобы мы ни увидели во внешнем облике человека, это либо один из трех параметров, либо какое-то их сочетание. Причем все три параметра легко различимы, их всегда можно увидеть и измерить. Эти умения для преподавателя должны приобретаться постоянной тренировкой, рефлексией, наблюдениями за людьми, анализом их поведения, внешнего облика.

Читать поведение других, конечно, хорошо, но вот научиться самому владеть степенями мобилизации, «весом», «пристройками» задача для преподавателя очень важная. Язык тела сам по себе очень выразителен, но он трудно поддается самоконтролю, человеку трудно увидеть себя со стороны. Поэтому часты ошибки в оценке своего вида, который может говорить окружающим прямо противоположное тому, о чем думает и в чем уверен оценивающий себя человек. Профессия преподавателя, где контактирование с людьми – основная часть профессиональной деятельности, требует выразительности, обеспечивающей однозначное «прочтение» человека, что способствует более эффективному достижению намеченных на занятиях целей. Однако приходится видеть лектора, мобилизованного «на себя», или поведение которого принимает вид «автопилота». Преподаватель уже наизусть знает тот материал, который излагает, и поэтому, механически произнося какой-то текст, сам в это время думает о чем-то другом. Можете не сомневаться - все это очень заметно со стороны и вольно или невольно свидетельствует о неуважении, невнимательности преподавателя к студентам, что обязательно вызовет у них соответствующую реакцию и отношение к педагогу. Поэтому очень важна яркость, выразительность внешнего облика, т.е. соответствующее сочетание мобилизации, «веса» и «пристройки», причём в такой их комбинации, которая обеспечит гуманистическое отношение к студенту, как к партнеру по учебному процессу.


В своей педагогической деятельности мной был проведен анализ влияния «мобилизации», «веса» и «пристройки» на усвоение учебного материала. Так в 2020году по дисциплине «Маркетинг» при изучении темы «Методы сбора маркетинговой информации» я вела занятие на низкой « мобилизации» ( без интереса к дисциплине, без самоотдачи и затраты физических сил т.е. на «автопилоте») ; при «весе с неохотой» и пристройке «над студентами». А в 2021.г. та же тема была проведена в виде ролевой игры с вовлечением всех студентов в анкетирование покупателей Северного округа и применением компьютера. В моем внешнем облике прослеживалось гармоничное сочетание оптимальной «мобилизации», «веса с достоинством» и «пристройки наравне». В результате качество знаний по данной теме в 2021.г. оказалось выше на 30%, чем предыдущем году.

Для осуществления своих педагогических целей я использую личностно- ориентированную педагогику, основными направлениями которой являются: сотрудничество и партнерство; гуманизация отношений «преподаватель-студент»; оптимизм, т.е. вера в себя и в студента. Вера в себя, в то, что в этой группе будет самый необыкновенный урок, что в аудитории – умные и талантливые, что все поставленные цели будут решены с блеском, помогает мне в работе. Учитываю также о создании обстановки, в которой студент чувствует себя комфортно. Но любому человеку комфортно тогда, когда у него все получается. У каждого человека органы чувств работают по-разному: кто-то лучше воспринимает материал на слух, кто-то визуально, кому-то обязательно нужно записать. Для того, чтобы у каждого были равные возможности, я записала свои лекции на дискеты и при необходимости студенты могут воспользоваться ими.

В завершении хотелось бы привести слова А .Дистерверга «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развить, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать, пока сам работает над своим воспитанием.»














Использованная литература:


1. Асмолов А.Г. Психология личности, - М.: Изд-во МГУ,2014.


2. Волконский С.М. Выразительный человек, - СПб., 2015


3. Дейл Карнеги Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей,

выступая публично. Хабаровск: , 1990.


4. Голявиева З.В., Маркова Е.Л., Шишов С.И. – Хабаровск, изд-во ХГТУ. 2016.


5. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. – Москва «Высшая школа» 2002.


6. Сестры Сорины- литературный псевдоним Петровой Е.А. и Коробцевой Н.А. – «Необходимый имидж» «гном-Пресс» Москва ,2012