СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль образования и воспитания в процессе формирования полноценной гармоничной личности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль образования и воспитания в процессе формирования полноценной гармоничной личности.»

Роль образования и воспитания в процессе формирования полноценной гармоничной личности

Светличный Сергей Иванович

преподаватель Башантинского

колледжа (филиала) КалмГУ


Каждая современная организация, работающая в условиях рынка, объективно нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работников, богаче их практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее, то есть качественнее и быстрее, они будут выполнять свои функциональные обязанности. Это выгодно и организации, и работникам, причем не только экономически: профессиональный штат сотрудников является еще и брендом организации, который в значительной степени формирует ее имидж, определяя, в конечном счете, и успех ее деятельности, конкурентоспособность на рынках товаров и услуг.

Но обеспечение организации квалифицированными кадрами это только часть кадровой работы. Сегодня мало укомплектовать штат работниками даже самой высокой квалификации важно еще, чтобы каждый из этих работников был личностью. Этого требуют современные экономические условия, и этого же требует окружающее каждого человека общество, социальная действительность. Воспитание и развитие у молодого человека качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с людьми – вот основной приоритет в формировании полноценной личности будущего специалиста.

В настоящее время проблема ценностей общества и системы ценностей личности требует серьезного рассмотрения. Не вызывает сомнения то, что в жизни человека и общества ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Разделяемые личностью ценности являются важнейшими детерминантами ее поведения, решений, выборов. Это актуально именно сегодня, когда старшее поколение переосмысливает свой социальный опыт, а современная молодежь ищет собственные ценностные основы жизни. В любом случае человек психологически устает от частых и необъяснимых перемен, не говоря уже о смене общественно одобряемых ценностей.

Проблемами формирования личности в процессе обучения и воспитания занимались многие отечественные исследователи Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев и др. Однако, толчок зарождению отечественной психологии личности в конце 19 – начале 20 века был дан, прежде всего, филологами, литераторами, искусствоведами, в числе которых: Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейр, М.А. Блох, О.С. Грузенберг и др.

Несмотря на наличие довольно значительного массива научных исследований и практических разработок, связанных с проблемами обучения и воспитания личности, вряд ли можно говорить о том, что имеющиеся проблемы нашли свое полное разрешение и единодушно восприняты исследователями.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Теология, философия, психология, естественные и социальные науки - некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

В данной работе была предпринята попытка рассмотреть образование, как показатель личностной ценности, и роль, которую играет образование и воспитание в процессе формирования полноценной гармоничной личности.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положе­ния человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему поло­жению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ро­лям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуали­зировано. Как уже было сказано ранее, индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъ­екта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружаю­щую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо от­метить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: «…Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индиви­дуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».1

По этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, сущест­вует множество мнений, так как индивидуальность не только обладает различ­ными способностями, но еще и представляет некую их целостность, — как и лич­ность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став ин­дивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социаль­ную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш дейст­вительный успех, а знаменатель — наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие уст­ремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинт­эссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в от­дельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существо­вания и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и явля­ется высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жиз­нью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасы­щаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В знамени­том выражении Паскаля о человеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деяте­лей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой ду­ховный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и со­ответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти сто­роны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обо­гащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тя­желые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру лично­сти, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

Личность — это совокупность трех ее основных составляющих: биогенети­че­ских задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра — «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее соци­альное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собствен­ного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущ­ностный элемент структуры личности, это высший духовно смысловой ее центр. Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустан­ной душевной деятельности.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
В развитии личности биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальные факторы. Личность по определению Л.С. Выготского – это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.
Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанный с жизнью окружающих его людей.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы — внешние и внутренние. 
Внешние факторы развития личности - влияние среды и воспитания.
Внутренние факторы - природные склонности и влечения, совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания). В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. Однако, роль воспитания особая. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же — целенаправленный процесс.
Нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Большое значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность. 

Мы рассмотрели проблемы формирования личности в студенческой среде. Определили, что индивид становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Личностью человек не рождается, а становится. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Кроме этого мы выявили, что социализация является процессом интеграции личности в социальную систему.

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Таким образом, человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Таким образом мы установили, что образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Хо­ро­шо об­ра­зо­ван­ные ра­бот­ни­ки мо­гут быть по­лу­че­ны толь­ко с по­мо­щью сис­те­мы на­стоя­ще­го об­ра­зо­ва­ния. Да­вать об­ра­зо­ва­ние, - значит, го­то­вить мо­ло­дых лю­дей к бу­ду­щей дос­та­точ­но слож­ной ра­бо­те.

В процессе образования формируется не только всесторонне и гармонически развитая личность, но и самостоятельная, компетентная, способная к проектированию своего жизненного пути личность.

Подавляющая часть наших студентов находятся в том возрасте, когда завершается выработка жизненной позиции и осуществляется переход к осознанному самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Профессиональные знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, могут быть использованы как с пользой для общества, так и во вред в зависимости от того, каковы нравственные качества человека. К сожалению, в настоящее время в достаточной мере еще не осознается тот факт, что подмена подлинных культурных ценностей духом потребления неминуемо скажется и на облике России завтрашнего дня.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Воспитание является действенным, если оно переходит в самовоспитание. Поэтому одним из главных показателей эффективности воспитания личности выступает её потребность и способность к самовоспитанию. Высокие требования, которые предъявляет жизнь к современному специалисту, вынуждают его постоянно заниматься самовоспитанием.

Для студентов технических специальностей наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет студентам более легко осваивать основы дисциплин, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, эмпатию, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.

Развивать творческое мышление и нацеливать на творчество необходимо также студентов, обучающихся на экономических или гуманитарных специальностях. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.

Раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы. По результатам проведенного исследования было выяснено, что внеучебная деятельность помогает студентам бороться со своим комплексами, недостатками.2 Также было определено, что именно такой вид деятельности позволяет студенту заниматься и получать знания именно в той области, которая, по его мнению, кажется наиболее интересной, а, следовательно, совершенствовать свои знания умения и навыки, совершенствовать свои способности и стремиться к первенству.

Развитие творческого мышления студентов часто сдерживается тем, что их память не в состоянии усвоить огромного количества фактов, которые нужны сегодня, но окажутся бесполезными завтра. Необходимо преодолевать взгляд на обучение как на процесс, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, пересмотреть содержание учебных занятий, выделить в учебных программах опорные пункты, в которых указать, что подано в ознакомительном, информационном плане и что подлежит заучиванию.

Одним из механизмов, стимулирующих творческое мышление студентов, являются интеллектуальные задачи. Они вскрывают и приводят в движение познавательные ресурсы, формируют исследовательский стиль умственной деятельности. Возникая на базе затруднительных ситуаций, при решении значимых для человека проблем, интеллектуальная задача своеобразно моделирует процесс творческого мышления, служит действенным средством его формирования и развития у студентов. Особенно перспективными в этом отношении являются задания, при выполнении которых происходит глубокое преобразование исходного состава их требований, а также задачи со скрытым составом исходных данных, т.к. они не имеют определенного законченного ответа, поскольку студент может по мере своих склонностей и способностей неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса. К сожалению, студенты часто оказываются не в состоянии не только «неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса, но даже мысленно отступить от предъявленной им первоначальной формулировки, тогда как именно в этом умении и таится наиболее правильное решение проблемы. Творческая реконструкция основных структурных компонентов задания, включение их в новые системы связей активно содействуют формированию самостоятельности мышления, развивают оригинальность и находчивость ума.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития. Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб.для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2009. – 583 с.;

  2. Дик, Н.Ф. Современный справочник классного руководителя / Н.Ф.Дик. – М.,2011.- 122 с.;

  3. Ахмедов, Т. И. Лучшие психологические тесты / Т. И. Ахмедов. – М. : Эксмо, 2009. – 608 с.;

  4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов / Б. П. Бархаев. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с.:

  5. Васильев, В. Л. Юридическая психология: учеб. для вузов / В. Л. Васильев. – 6-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 608 с.:

  6. Воспитательная деятельность педагога: учеб.пособие / И.А.Колесникова и др.; под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: 2009. – 232 с.;





1 Маклаков А. Г. Общая психология: учеб.для вузов. СПб., 2009. С.346.

2 Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя. М.,2011. С. 85.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!