Просмотр содержимого документа
«Роль оптической детали в рассказе Э. По "Очки"»
Тема: «Роль оптической детали в рассказе Э. По “Очки”»
Тип урока: урок-исследования. ФГОС
Шаг 1
Урок начинается с постановки проблемы и создания проблемной ситуации. Выделяя ключевые слова «оптическая деталь» ученики подходят к постановке проблемного вопроса «Почему оптическая деталь важна в рассказе?», «Как она связана с образом главного героя?» Формулируя проблемные вопросы, ученики выходят на определение темы исследования. Размышляя о мотиве зрения, ученики отмечают образы, связанные с визуализацией: очки, глаз.
Для того чтобы определить цель урока-исследования, ученики обращаются к рассказу Э. По «Очки», в котором раскрывается образ очков и мотивы, с ним связанные (деформация зрения, близорукость).
Задачи урока-исследования:
Определить функцию оптической детали.
Раскрыть образ главного героя в контексте визуальной поэтики.
Выявить мотивы, связанные с визуальностью.
Шаг 2
«Открытие» нового знания
Ученикам предлагается описать образ главного героя, посмотрев на него в контексте визуальной поэтики. Анализируя текст, ученики прежде всего обращают внимание на имя героя Наполеон.
Сразу возникает вопрос: «Почему герою так хочется, назвать себя не Симпсон, а Наполеон Бонапарт?»
Ответ: Герой хочется выглядеть в глазах окружения исключительным человеком. Важно отметить, что герой страдает близорукостью. Несмотря на офтальмологический диагноз, герой не хочет носить очки и «тщательно скрывает слабость зрения». Вопрос, который задают ученики: «Почему герой не хочет носить очки?»
Ответ: С одной стороны, герой не хочет портить свой внешний вид, а с другой,- он не надевает очки потому, что не желает прозреть и увидеть мир в ином свете.
Рассматривая мотив близорукости, ученики выходят на понятие «близорукость мысли». Описывая поведение главного героя, ученики говорят о том, что герой Э. По видит только себя в мире и измеряет его своими ощущениями: «Проживи я хоть тысячу лет, мне не позабыть охватившего меня глубокого волнения. Я понял-я чувствовал-я знал, что глубоко, безумно и беззаветно влюбился… »
Как только герой надевает очки, замечают ученики, мир окрашивается другими цветами. Романтический мир рассеивается перед взором героя и проступает реальность: «Как поверить своим глазам-как? Неужели-неужели это румяна? А это-а это – неужели это морщины? О Юпитер и все боги и богини, что сталось с её зубами? Я в бешенстве швырнул очки на пол…». Несмотря на то, что герой снимает очки, он больше «нигде не появляется без очков».
Рефлексивный этап
Ученики, определяя роль оптической детали в рассказе, размышляют над финалом и отвечают на вопрос: «Почему главный герой, который был уверен в том, что очки «безобразят молодое лицо» всё-таки надел очки»?
Ответ: Надев очки, герой не только повзрослел, но и приобрёл новый статус. (Он женился и стал единственным наследником старой родственницы).
Итоги урока
Ученики, подводя итоги урока, говорят о роли оптической детали в рассказе Э. По.
Благодаря оптическому образу раскрывается взгляд героя на мир и самого себя. Рассматривая образ главного героя в контексте визуальной поэтики, мы отмечаем мотив близорукости, который является важным в раскрытии внутреннего мира персонажа.
Домашнее задание с элементом выбора
Ученикам предлагаются творческие задания: анализ эпизода рассказа Э. По с элементами визуальной поэтики или эссе на тему: «Очки как образ-символ: рождение нового сюжета»
Использованные источники:
1.Н. П. Михальская Зарубежная литература 10-11 классы: Учебник-хрестоматия в 2-х ч. Дрофа, 2004
2. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. Дрофа, 2003