СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС".»

Роль педагога-психолога  в обеспечении безопасности  и комфортности образовательной среды ДОО  в условиях реализации ФГОС. О.И. Дубяга педагог-психолог МАДОУ «Ромашка» г. Лабытнанги

Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС.

О.И. Дубяга

педагог-психолог

МАДОУ «Ромашка»

г. Лабытнанги

Актуальность проекта В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДО - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольных учреждений по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

Актуальность проекта

  • В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДО - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольных учреждений по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды  защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения  защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения психологическая безопасность состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми психологическая комфортность

Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды

  • защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения
  • защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения

психологическая безопасность

  • состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми
  • состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми

психологическая комфортность

Нормативно-правовое обеспечение Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2016 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2016 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 №462 «Об утверждении Порядка самообследования образовательной организацией»; Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 №462 «Об утверждении Порядка самообследования образовательной организацией»;
  • Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Приказ вступил в силу с 1 января 2017 года).
  • Письмо Министерства образования и науки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 №526-П «Об утверждении окружной долгосрочной программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»;
  • Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие муниципальной системы образования города Лабытнанги на 2013 – 2020 гг»;
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ромашка» (МАДОУ «Ромашка») от 20.10 2017г № 782
В МАДОУ «Ромашка» созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению безопасности и комфортности образовательной среды для развития потенциальных возможностей и психологического здоровья воспитанников:   кадровое обеспечение: педагогический коллектив мотивирован на работу с детьми, в детском саду работает 25% педагогов с высшей квалификационной категорией, 35% - с первой квалификационной категорией, 40% соответствие педагогической должности;

В МАДОУ «Ромашка» созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению безопасности и комфортности образовательной среды для развития потенциальных возможностей и психологического здоровья воспитанников:

  • кадровое обеспечение: педагогический коллектив мотивирован на работу с детьми, в детском саду работает 25% педагогов с высшей квалификационной категорией, 35% - с первой квалификационной категорией, 40% соответствие педагогической должности;
материально-техническое обеспечение: развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС), в которой он развивается. РППС в МАДОУ «Ромашка» соответствует ФГОС ДО содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Она наполнена развивающим содержанием и условно разделена на три зоны: активной, рабочей и спокойной. РППС содержит материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития». Всё это обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности и оказывает благоприятное воздействие, стимулируя его активность и творческий характер его деятельности. Созданная РППС способствует обогащению коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечивает целостность психолого-педагогического процесса и качественный рост познавательных, творческих способностей, эмоционального и психического здоровья, благополучия.
  • материально-техническое обеспечение: развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС), в которой он развивается. РППС в МАДОУ «Ромашка» соответствует ФГОС ДО содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Она наполнена развивающим содержанием и условно разделена на три зоны: активной, рабочей и спокойной. РППС содержит материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития». Всё это обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности и оказывает благоприятное воздействие, стимулируя его активность и творческий характер его деятельности. Созданная РППС способствует обогащению коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечивает целостность психолого-педагогического процесса и качественный рост познавательных, творческих способностей, эмоционального и психического здоровья, благополучия.
Цель проекта : Цель: разработка и внедрение целостной системы (модели) безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада.

Цель проекта :

Цель: разработка и внедрение целостной системы (модели) безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада.

Задачи проекта: 1. Разработать оптимальный механизм выявления обеспечения безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка  с помощью этапов психологической службы.  2. Создать благоприятные условия способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников МАДОУ и других участников проекта. 3. Оказать научно-методическую и психолого-педагогическую и социальную помощь родителям (законным представителям), и педагогам для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

Задачи проекта:

1. Разработать оптимальный механизм выявления обеспечения безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка с помощью этапов психологической службы.

2. Создать благоприятные условия способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников МАДОУ и других участников проекта.

3. Оказать научно-методическую и психолого-педагогическую и социальную помощь родителям (законным представителям), и педагогам для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА   Участники Проекта: Директор  МАДОУ, заместители по научной и воспитательной работе, педагог-психолог, медицинский работник, дети их родители (законные представители), педагоги.  Соучастники Проекта: Управление образования Администрации города Лабытнанги, городская детская библиотека, городской краеведческий музей, Детская школа искусств.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

  • Участники Проекта: Директор МАДОУ, заместители по научной и воспитательной работе, педагог-психолог, медицинский работник, дети их родители (законные представители), педагоги. 
  • Соучастники Проекта: Управление образования Администрации города Лабытнанги, городская детская библиотека, городской краеведческий музей, Детская школа искусств.
Социальная значимость Проекта:    создание обеспечения безопасных и психологически комфортных условий воспитанников; расширение взаимодействия с социокультурными учреждениями города; участие родителей (законных представителей) в организации и реализации проекта; успешная социализация воспитанников.

Социальная значимость Проекта:

  • создание обеспечения безопасных и психологически комфортных условий воспитанников;
  • расширение взаимодействия с социокультурными учреждениями города;
  • участие родителей (законных представителей) в организации и реализации проекта;
  • успешная социализация воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта:   повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства; динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада; создание положительной эмоциональной среды общения между всеми участниками проекта; развитие креативных способностей детей и родителей (законных представителей) и педагогов в совместной деятельности;   применение родителями (законными представителями) знаний о безопасности и комфортности детей в своей семье; повышение уровня педагогической компетентности родителей; 100% родителей заинтересованных в качественном исполнении данного проекта; реализация модели безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства;
  • динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада;
  • создание положительной эмоциональной среды общения между всеми участниками проекта;
  • развитие креативных способностей детей и родителей (законных представителей) и педагогов в совместной деятельности;
  •   применение родителями (законными представителями) знаний о безопасности и комфортности детей в своей семье;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  • 100% родителей заинтересованных в качественном исполнении данного проекта;
  • реализация модели безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада.
Системы  психологической безопасности Психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов. 1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников: установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня; создание безопасной предметно-развивающей среды; сохранение и укрепление психологического здоровья детей; 2 . Система организации межличностных отношений : влияние педагога на развитие личности ребенка; психологический климат в детском коллективе; психологический климат в педагогическом коллективе.

Системы психологической безопасности

Психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов.

1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

  • установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня;
  • создание безопасной предметно-развивающей среды;
  • сохранение и укрепление психологического здоровья детей;

2 . Система организации межличностных отношений :

  • влияние педагога на развитие личности ребенка;
  • психологический климат в детском коллективе;
  • психологический климат в педагогическом коллективе.

Этапы работы психологической службы Диагностический этап отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе; специфика организации воспитательно-образовательного процесса; степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых; психологический климат педагогического коллектива. 2. Организационно-практический этап психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; повышение профессионального уровня педагогов; организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений и отклонений в поведении.

Этапы работы психологической службы

  • Диагностический этап
  • отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
  • специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
  • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
  • психологический климат педагогического коллектива.

2. Организационно-практический этап

  • психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников;
  • повышение профессионального уровня педагогов;
  • организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений и отклонений в поведении.
Этапы работы в системе Диагностический этап: отношение детей к ДОУ , их эмоциональное состояние; психологический климат в детском коллективе; психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса; специфика организации воспитательно-образовательного процесса; степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых; психологический климат педагогического коллектива.

Этапы работы в системе

  • Диагностический этап:
  • отношение детей к ДОУ , их эмоциональное состояние;
  • психологический климат в детском коллективе;
  • психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
  • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
  • психологический климат педагогического коллектива.
Этапы работы в системе 2. Организационно-практический этап: Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации; Повышение профессионального уровня педагогов ; Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.

Этапы работы в системе

2. Организационно-практический этап:

  • Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации;
  • Повышение профессионального уровня педагогов ;
  • Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.
Организация мониторинга Мониторинг проводится по результатам диагностических обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец учебного года. Сравниваются и оцениваются подобные шкалы, например: •  психологическое здоровье детей и взрослых; •  уровень защищенности от угроз и насилия; •  уровень психологической комфортности в  учреждении,  в коллективе; •  возможность получения квалифицированной  помощи;  уровень овладения способами защиты  психологических  границ (границ своего «Я»).  Таблица мониторинга безопасности  образовательной среды   № Значимые ориентиры Этапы обследования  диагностики уровни, шкалы, количествен-ные значения показателей   (групповые или индивидуальные показатели) сентябрь   В С апрель Н Результаты (мониторинг) В + С  - Н     ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Организация мониторинга

Мониторинг проводится по результатам диагностических обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец учебного года.

Сравниваются и оцениваются подобные шкалы, например:

психологическое здоровье детей и взрослых;

уровень защищенности от угроз и насилия;

уровень психологической комфортности в учреждении, в коллективе;

возможность получения квалифицированной помощи;

  • уровень овладения способами защиты психологических границ (границ своего «Я»).

Таблица мониторинга безопасности образовательной среды

Значимые ориентиры

Этапы обследования

диагностики

уровни, шкалы, количествен-ные значения показателей

 

(групповые или индивидуальные показатели)

сентябрь

 

В

С

апрель

Н

Результаты (мониторинг)

В

+

С

-

Н

 

 

ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Зоны и уголки  доступного комфортного пространства  Волшебная комната - обучение детей способам выражения гнева; Мини-музей для детей «Волшебная страна настроений»  - умение управлять собственными эмоциями; Уголок приветствия  - создание позитивного эмоционального настроя; Уголок достижений  - повышение самооценки, уверенности детей в себе; Зона воды и песка - снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности; Зона уединения - предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться; стабилизация и защищенность психологических границ.

Зоны и уголки доступного комфортного пространства

  • Волшебная комната - обучение детей способам выражения гнева;
  • Мини-музей для детей «Волшебная страна настроений» - умение управлять собственными эмоциями;
  • Уголок приветствия - создание позитивного эмоционального настроя;
  • Уголок достижений - повышение самооценки, уверенности детей в себе;
  • Зона воды и песка - снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности;
  • Зона уединения - предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться; стабилизация и защищенность психологических границ.
Продукты проектной деятельности:   протоколы родительских собраний; отчёты на педсоветах, семинарах; конспекты разработок сценарий мероприятий работы с детьми, с семьёй; слайдовые презентации всех форм работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами; фотоматериалы; анкеты; аналитические, статистические справки; взаимодействие со СМИ.

Продукты проектной деятельности:

  • протоколы родительских собраний;
  • отчёты на педсоветах, семинарах;
  • конспекты разработок сценарий мероприятий работы с детьми, с семьёй;
  • слайдовые презентации всех форм работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
  • фотоматериалы;
  • анкеты;
  • аналитические, статистические справки;
  • взаимодействие со СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    Перспективы развития: Таким образом, данная Модель позволит обеспечить безопасность и комфортность образовательной среды в МАДОУ «Ромашка».  Важно, что при выходе из детского сада в школу, дети   - успешно адаптируются в школе, способствуя эффективной подборке и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления своего психофизического здоровья.  - овладеют умениями и навыками, полученными в результате образовательной деятельности, и легко перенесут в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, проявляя своё творческое самовыражение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Перспективы развития:

  • Таким образом, данная Модель позволит обеспечить безопасность и комфортность образовательной среды в МАДОУ «Ромашка».
  • Важно, что при выходе из детского сада в школу, дети

- успешно адаптируются в школе, способствуя эффективной подборке и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления своего психофизического здоровья.

- овладеют умениями и навыками, полученными в результате образовательной деятельности, и легко перенесут в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, проявляя своё творческое самовыражение.

Источники Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практичес-кой конференции 30—31 октября 2013. Мириманова М.С .  Подходы к экспертизе психологической безо-пасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образова-тельной сре­ды: информ.-метод. бюл. М., 2009. № 3. С. 12–19. Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования). Приказ Минтруда России от 24.07.2015№514н. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издатель-ство «Деловая пресса», 2015. Картинки - Справочник педагога-психолога. Детск ий сад. № 2-2016. Издатель-ство ООО Актион-пресс. 2016.

Источники

  • Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практичес-кой конференции 30—31 октября 2013.
  • Мириманова М.С .  Подходы к экспертизе психологической безо-пасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образова-тельной сре­ды: информ.-метод. бюл. М., 2009. № 3. С. 12–19.
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования). Приказ Минтруда России от 24.07.2015№514н.
  • Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издатель-ство «Деловая пресса», 2015.
  • Картинки - Справочник педагога-психолога. Детск ий сад. № 2-2016. Издатель-ство ООО Актион-пресс. 2016.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!