Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС.
О.И. Дубяга
педагог-психолог
МАДОУ «Ромашка»
г. Лабытнанги
Актуальность проекта
- В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДО - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольных учреждений по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды
- защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения
- защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения
психологическая безопасность
- состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми
- состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми
психологическая комфортность
Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2016 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 №462 «Об утверждении Порядка самообследования образовательной организацией»;
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Приказ вступил в силу с 1 января 2017 года).
- Письмо Министерства образования и науки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 №526-П «Об утверждении окружной долгосрочной программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2011-2015 годы»;
- Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие муниципальной системы образования города Лабытнанги на 2013 – 2020 гг»;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ромашка» (МАДОУ «Ромашка») от 20.10 2017г № 782
В МАДОУ «Ромашка» созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению безопасности и комфортности образовательной среды для развития потенциальных возможностей и психологического здоровья воспитанников:
- кадровое обеспечение: педагогический коллектив мотивирован на работу с детьми, в детском саду работает 25% педагогов с высшей квалификационной категорией, 35% - с первой квалификационной категорией, 40% соответствие педагогической должности;
- материально-техническое обеспечение: развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС), в которой он развивается. РППС в МАДОУ «Ромашка» соответствует ФГОС ДО содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Она наполнена развивающим содержанием и условно разделена на три зоны: активной, рабочей и спокойной. РППС содержит материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития». Всё это обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности и оказывает благоприятное воздействие, стимулируя его активность и творческий характер его деятельности. Созданная РППС способствует обогащению коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечивает целостность психолого-педагогического процесса и качественный рост познавательных, творческих способностей, эмоционального и психического здоровья, благополучия.
Цель проекта :
Цель: разработка и внедрение целостной системы (модели) безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада.
Задачи проекта:
1. Разработать оптимальный механизм выявления обеспечения безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка с помощью этапов психологической службы.
2. Создать благоприятные условия способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников МАДОУ и других участников проекта.
3. Оказать научно-методическую и психолого-педагогическую и социальную помощь родителям (законным представителям), и педагогам для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
- Участники Проекта: Директор МАДОУ, заместители по научной и воспитательной работе, педагог-психолог, медицинский работник, дети их родители (законные представители), педагоги.
- Соучастники Проекта: Управление образования Администрации города Лабытнанги, городская детская библиотека, городской краеведческий музей, Детская школа искусств.
Социальная значимость Проекта:
- создание обеспечения безопасных и психологически комфортных условий воспитанников;
- расширение взаимодействия с социокультурными учреждениями города;
- участие родителей (законных представителей) в организации и реализации проекта;
- успешная социализация воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства;
- динамика работы системы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада;
- создание положительной эмоциональной среды общения между всеми участниками проекта;
- развитие креативных способностей детей и родителей (законных представителей) и педагогов в совместной деятельности;
- применение родителями (законными представителями) знаний о безопасности и комфортности детей в своей семье;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- 100% родителей заинтересованных в качественном исполнении данного проекта;
- реализация модели безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях детского сада.
Системы психологической безопасности
Психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов.
1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня;
- создание безопасной предметно-развивающей среды;
- сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
2 . Система организации межличностных отношений :
- влияние педагога на развитие личности ребенка;
- психологический климат в детском коллективе;
- психологический климат в педагогическом коллективе.
Этапы работы психологической службы
- отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;
- специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
- степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
- психологический климат педагогического коллектива.
2. Организационно-практический этап
- психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений и отклонений в поведении.
Этапы работы в системе
- отношение детей к ДОУ , их эмоциональное состояние;
- психологический климат в детском коллективе;
- психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- специфика организации воспитательно-образовательного процесса;
- степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;
- психологический климат педагогического коллектива.
Этапы работы в системе
2. Организационно-практический этап:
- Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации;
- Повышение профессионального уровня педагогов ;
- Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений.
Организация мониторинга
Мониторинг проводится по результатам диагностических обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец учебного года.
Сравниваются и оцениваются подобные шкалы, например:
• психологическое здоровье детей и взрослых;
• уровень защищенности от угроз и насилия;
• уровень психологической комфортности в учреждении, в коллективе;
• возможность получения квалифицированной помощи;
- уровень овладения способами защиты психологических границ (границ своего «Я»).
Таблица мониторинга безопасности образовательной среды
№
Значимые ориентиры
Этапы обследования
диагностики
уровни, шкалы, количествен-ные значения показателей
(групповые или индивидуальные показатели)
сентябрь
В
С
апрель
Н
Результаты (мониторинг)
В
+
С
-
Н
ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Зоны и уголки доступного комфортного пространства
- Волшебная комната - обучение детей способам выражения гнева;
- Мини-музей для детей «Волшебная страна настроений» - умение управлять собственными эмоциями;
- Уголок приветствия - создание позитивного эмоционального настроя;
- Уголок достижений - повышение самооценки, уверенности детей в себе;
- Зона воды и песка - снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности;
- Зона уединения - предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться; стабилизация и защищенность психологических границ.
Продукты проектной деятельности:
- протоколы родительских собраний;
- отчёты на педсоветах, семинарах;
- конспекты разработок сценарий мероприятий работы с детьми, с семьёй;
- слайдовые презентации всех форм работы с детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
- фотоматериалы;
- анкеты;
- аналитические, статистические справки;
- взаимодействие со СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективы развития:
- Таким образом, данная Модель позволит обеспечить безопасность и комфортность образовательной среды в МАДОУ «Ромашка».
- Важно, что при выходе из детского сада в школу, дети
- успешно адаптируются в школе, способствуя эффективной подборке и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления своего психофизического здоровья.
- овладеют умениями и навыками, полученными в результате образовательной деятельности, и легко перенесут в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, проявляя своё творческое самовыражение.
Источники
- Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практичес-кой конференции 30—31 октября 2013.
- Мириманова М.С . Подходы к экспертизе психологической безо-пасности образовательной среды дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической безопасности образова-тельной среды: информ.-метод. бюл. М., 2009. № 3. С. 12–19.
- Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования). Приказ Минтруда России от 24.07.2015№514н.
- Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издатель-ство «Деловая пресса», 2015.
- Картинки - Справочник педагога-психолога. Детск ий сад. № 2-2016. Издатель-ство ООО Актион-пресс. 2016.
Спасибо за внимание!