Роль педагога в социально-профессиональном становлении обучающихся
Основными видами адаптации в учреждении профессионального образования выступают:
профессиональная адаптация – приобретение умений и навыков необходимых для осуществления будущей деятельности, «вхождение» в специальность, то есть овладение совокупностью норм и функций будущей профессиональной деятельности;
социальная адаптация – включение обучающихся в общественную жизнь, приобщение их к новым социальным функциям, культуре и нормам поведения через формирование ученического/студенческого коллектива;
дидактическая адаптация предполагает привыкание к новым методам, формам, технологиям обучения, к новым требованиям учебного процесса, новому режиму жизнедеятельности, распорядку дня;
психофизиологическая адаптация связана с перестройкой работы внутренних органов и в целом всего организма, а так же психики, на уровне психических процессов и состояний в соответствии с изменившимися условиями окружающей среды.
Профессиональная адаптация может рассматриваться как способность к приспособлению, привыканию учащихся образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях к производительному труду. Она предполагает вхождение человека в новую социальную среду обучения, освоение избранной профессии. Она имеет особое значение и представляет собой единство совместной деятельности и взаимного общения, основанное на общности целей и ценностных ориентациях всех участников образовательного процесса.
Профессиональная адаптация представляет собой динамично протекающий длительный многостадийный процесс, в котором переход к последующей стадии закладывается в ходе предыдущей.
Для первой стадии профессиональной адаптации характерно влияние уровня школьной подготовки, социального окружения и прошлого опыта на социальную и психологическую обоснованность выбора обучающимися профессии.
Вторая стадия профессиональной адаптации происходит в условиях профессионального обучения, которое определяется как ряд последовательно выстроенных ступеней:
целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности;
профессиональное самоопределение, как показатель и конечное звено профессионального обучения;
сформированность личности как субъекта профессиональной деятельности.
Третья стадия профессиональной адаптации (вхождение в профессию) – активное овладение профессией и определение своего индивидуального места в системе производственного коллектива, критериями данной стадии являются сформированность профессионально значимых качеств и психологический комфорт. Степень активности профессиональной деятельности, уровень успешности вхождения индивида в производственный коллектив зависят от особенностей каждой конкретной личности, а так же от способов организации деятельности и социальной структуры.
Четвертая стадия характеризуется полной реализацией личности в самостоятельном профессиональном труде. В качестве ключевого фактора, определяющего качество подготовки специалиста, соответствующее данной стадии его профессионального становления, выступает содержание образования, лежащее в основе формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для конкретной профессиональной деятельности.
Задачи профессиональной адаптации могут быть решены последовательно в три этапа:
первый этап – выявление способностей личности к тому или иному виду профессиональной деятельности (профессии) с учетом биологических, физиологических и психологических особенностей организма;
второй этап – формирование знаний, умений и навыков, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью;
третий этап – адаптация обучающихся на производстве.
Социально-профессиональная адаптация в учреждениях СПО – это изменение психофизиологических характеристик обучающихся в ходе их приспособления к изменяющимся условиям образовательного процесса (психофизиологическая адаптация), происходящее на основе приобретения новых знаний и умений (дидактическая адаптация); интеграции личности со средой, принятие ее ценностей, норм и стандартов поведения, развития коммуникативных навыков; формирования адекватного межличностного взаимодействия (социальная адаптация); овладения совокупностью норм и функций будущей профессиональной деятельности, идентификации с избранной профессией (профессиональная адаптация).
В системе профессионального образования проблема адаптации особенно актуальна, так как основной контингент составляют обучающиеся, которые в ряде случаев отстают по уровню своего развития от студентов вузов и, в большинстве, это выпускники школ, имеющие определенные проблемы (интеллектуальные, эмоционально-оценочные, личностные, поведенческие), затрудняющие процесс приспособления к новым условиям учебно-воспитательного процесса училища или лицея.
Нарушение приспособительного поведения человека в силу действия внешних или внутренних причин приводит личность в состояние дезадаптированности. Дезадаптация – это интегральное понятие, отражающее различные формы социального и психологического неблагополучия личности. Она чаще всего возникает в результате несоответствия социально-психологического статуса человека требованиям новой социальной ситуации.
Обычно рассматриваются три основных типа проявлений дезадаптации подростков в образовательном процессе:
1) неуспех в обучении по программам, включающий такие признаки, как хроническая неуспеваемость, а также недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент);
2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент);
3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения (поведенческий компонент).
Выявление особенностей личностной дезадаптации облегчает педагогам, работающим с учащимися, реализацию индивидуального подхода, что в целом позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий.
Основными особенностями подростковой дезадаптации являются: недисциплинированность, агрессивное поведение, конфликтность, повышенная возбудимость нервной системы, эмоциональные расстройства, эгоизм, слабые знания и нежелание учиться, склонность к вредным привычкам, безразличное и пассивное отношение к общественной работе. Это связано не только с тем, что многие учащиеся приходят в учреждения СПО не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, ценностных ориентациях, отклонениями в психофизиологическом развитии.
Важное значение в процессе адаптации играет мотивация, которая побуждает, стимулирует, направляет и поддерживает поведенческую активность личности. Доминирующими мотивами деятельности учащихся являются мотивы учебной и профессиональной деятельности. Под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.
Мотивы учащихся, связанные с будущей трудовой деятельностью, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии, мотивы выбора места работы.
Особую роль в процессе социально-профессиональной адаптации играют мотивы общения, образующие девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержке другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.
Одной из проблем адаптации обучающихся в образовательных учреждениях является то, что ученические группы формируются из 15-16 летних подростков, каждый из которых имел определенное место в иерархии школьного коллектива. К этому возрасту у подростков уже начинает складываться определенный тип поведения, основанных на имеющемся опыте межличностных отношений.
Особое внимание в процессе адаптации следует обратить на два типа подростков. Первый тип – это «лидеры», привыкшие подчинять себе ровесников. Они и в новом коллективе попытаются поставить себя в такое же положение. Проблема в том, что таких «лидеров» не только на курсе, но и в одной ученической группе может оказаться несколько. Второй тип подростков – «ведомые», «подчиненные», которых в школе постоянно подавляли. Оказавшись в новом коллективе, они будут пытаться завоевать новый социальный статус, осуществляя это зачастую за счет подчинения себе еще более слабых. Такое налаживание взаимоотношений в новом коллективе создает определённые трудности в процессе адаптации учащихся.
Основной формой решения задачи адаптации является реализация индивидуального подхода к обучающимся, позволяющая увидеть в каждом из них формирующуюся личность с присущими только ей особенностями, интересами, потребностями и ожиданиями. Тактично советуя, умело направляя и помогая каждому подростку осваиваться в новой социальной среде, реализовывать ожидания и надежды, входить в новую социальную роль, приобретать профессиональные склонности, раскрывать потенциальные творческие и личностные возможности, можно добиться желаемого результата в процессе адаптации обучающихся.
Достижение продуктивности общения и результативности работы в любом коллективе требует умения договариваться, становиться в позицию другого человека, идти на компромисс, выступать в роли как лидера, так и ведомого, организовывать других и самоорганизовываться, входить в группу и не растворяться в ней. Одни подростки, стремясь к демонстрации собственной индивидуальности, часто выбирают неприемлемые для общества способы, ибо другими не владеют. Другие же, не желая брать на себя ответственность, не умея планировать свои действия и прогнозировать результат, вовсе не проявляют активности, а ждут действий от других.
Одним из важных направлений педагогической деятельности в процессе решения проблемы адаптации обучающихся профессионального училища или лицея, должно быть обучение науке и искусству общения и поведения. Учащихся надо научить элементарным нормам и правилам этикета, психологии общения в коллективе, разработав для каждого индивидуальную систему по подготовке грамотного поведения и вхождения в социум.
Систематизированная комплексная работа по адаптации обучающихся профессиональных училищ и лицеев должна осуществляться с учётом психологического состояния подростков, которое можно охарактеризовать следующими понятиями: а) неуверенность в ближайшем и отдаленном будущем, в окружающих, и даже в самом себе; б) неумение налаживать бесконфликтные отношения, управлять собой; в) незнание своих личностных способностей и возможностей. Состояние дезадаптированности, в котором пребывают подростки, попадая в принципиально новую для них среду, свойственно их возрасту и обостряется из-за кардинальных изменений условий жизнедеятельности при переходе из школы в новое образовательное учреждение.
Обозначенные проблемы не могут быть решены без организации психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процессов в учреждениях СПО. Психолого-педагогическое сопровождение – одно их важнейших направлений деятельности педагогов в учреждении СПО, нацеленных на создание оптимальных условий для успешной адаптации учащихся. Понимание задач психолого-педагогического сопровождения должно исходить из общей гуманистической цели образования: максимального содействия раскрытию потенциальных возможностей обучающегося, его полноценного развития в личностном и познавательном плане, создания условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности.
Наряду с профессиональными качествами можно выделить ряд наиболее значимых личностных характеристик, позитивно влияющих на процесс социально-профессиональной адаптации учащихся: стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, творческое отношение к делу, коммуникативные умения, ответственность и стремление к высококачественному конечному продукту, умение принимать решение.
Молодой специалист может не воспользоваться полученными профессиональными знаниями и необходимыми профессиональными умениями и навыками, оказавшись неконкурентоспособным, если в процессе обучения не были сформированы профессиональная направленность, желание трудиться и готовность к самореализации. Важнейшей воспитательной задачей педагогического коллектива является формирование и становление личности параллельно с профессиональным обучением обучающегося. Развитие личностных качеств обучающегося так же необходимо как и профессионализм специалиста.
Успешность социально-профессиональной адаптации учащихся обусловлена внутренними и внешними факторами.
К внешним факторам относятся окружающие человека условия: уровень материально-технического оснащения образовательного процесса; уровень квалификации педагогических кадров; существующие связи между учреждениями СПО и производством, обеспечивающие решение проблемы трудоустройства выпускников СПО; соответствие содержания профессионального образования современным требованиям производства; поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих; физические условия. В данном случае внешние факторы, рассматриваются, прежде всего, не как объективные параметры среды, а как оценки и интерпретации личностью объективных условий и то значение, которое она этим условиям придает. Человек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность.
К внутренним факторам относятся: мотивация, адаптационный потенциал, уровень развития адаптивных способностей, позитивная Я-концепция учащихся, адекватность восприятия социальной реальности и профессиональной деятельности, уровень профессиональной готовности обучающихся к самостоятельной деятельности; профессиональная, эмоционально-ценностная и мотивационная ориентации подростков, коммуникативные навыки, навыки саморегулирования.
Для того чтобы подросток лучше разобрался в самом себе, окружающих людях, ему необходим определенный набор разносторонних знаний. Целью педагогов должно быть создание условий для обеспечения процесса самопознания.
Познание своего внутреннего мира, понимание и принятие других обучающихся сопровождается квалифицированной педагогической помощью, помогающей подростку лучше узнать себя, оценить свои сильные и слабые стороны, выработать способность объективного анализа и критически смотреть на себя «со стороны», что позволяет ему самостоятельно разработать программу своего совершенствования. Роль педагогов и психологов в процессе разработки программы индивидуального развития обучающихся заключается в эмоциональной поддержке, квалифицированном консультировании, обеспечении четкости и конкретности поставленных целей, объемов работы, необходимого времени для выполнения.
Больше всего подростков интересуют те стороны своей личности, которые так или иначе связаны с возникающими у них трудностями, проблемами. В первую очередь это внутриличностные проблемы: неуверенность в себе, неспособность управлять своими эмоциями, переживаниями, чрезмерное самокопание и, в тоже время, желание занять определенный статус в группе сверстников, ощутить свою внутреннюю ценность.
Социально-профессиональная адаптация – довольно длительный процесс, состоящий из логически обоснованной последовательности этапов. Каждый из них решает определенные задачи в создании модели обучающегося, представленной личностным развитием в сферах «Я и моё личностное», «Я и моё окружение», «Я и моя учёба», «Я и моё завтра». Рассмотрим этапы данного процесса более подробно.
В ходе первого этапа, который реализуется на протяжении всего первого курса, происходит ознакомление и приспособление обучающихся к новой среде.
В задачи первого этапа входит:
ознакомление с новыми условиями обучения, приспособление к новым видам и формам учебной нагрузки;
ознакомление с новыми ученическим и педагогическим коллективами, вхождение в общественную жизнь образовательного учреждения;
самопознание личностных особенностей; обучение методам самоанализа, способам толерантного общения, адаптация к требованиям учебного заведения.
Итогом социально-профессиональной адаптации на данном этапе является формирование обобщенной модели первокурсника:
«Я и моё личностное» (формируется заинтересованность в результатах деятельности, интерес к самоанализу, терпимость к советам педагогов);
«Я и моё окружение» (вливается в коллектив группы, обретает друзей, толерантен в общении, активен в общественной жизни группы и учебного заведения, стремится к уважению со стороны обучающихся и педагогов);
«Я и моя учеба» (проявляется интерес к учебной деятельности, улучшается успеваемость);
«Я и моё завтра» (осмысливается жизненная позиция).
Второй этап – этап ассимиляции (усвоения установок), длится один учебный год и реализуется в течение второго курса.
В задачи данного этапа входит: обучение нормам и правилам социального поведения, формирование ценностных ориентаций, раскрытие потенциальных возможностей личности, способствующих формированию готовности к самосовершенствованию, формирование профессиональных качеств и интереса к профессиональной деятельности.
Итогом социально-профессиональной адаптации второго этапа является формирование обобщенной модели второкурсника:
«Я и моё личностное» (учится наблюдать и анализировать свои личностные особенности, избавляется от вредных привычек, определяется в моральных ценностях, формируется отношение окружающем миру);
«Я и моё окружение» (терпим к замечаниям и советам педагогов, поступкам окружающих);
«Я и моя учеба» (расширяется кругозор, появляется интерес к техническому творчеству, проявляется заинтересованность к профессии);
«Я и мое завтра» (занимается самосовершенствованием, самообразованием, разрабатывает образовательную стратегию своего дальнейшего развития).
Третий этап длится один учебный год и реализуется в училище в течение третьего курса.
В задачи данного этапа входит: формирование высококвалифицированной личности, соответствующей социально-экономическим требования рынка труда; формирование стремления к регулярному самосовершенствованию, самореализации, развитию и формированию личностного потенциала, социальных навыков обучающихся. Ведущая роль в решении данных задач отводится самому обучающемуся. Подросток дает себе «желаемую характеристику», описывая, каким он хочет быть в будущем. Задача педагога и психолога заключается в том, чтобы помочь ему достичь желаемой цели по наиболее эффективному пути.
На данном этапе становление «должного Я» обучающегося
учреждений НПО осуществляется в рамках направлений «Я и моя профессия» и «Я и предприятие», предусматривающих формирование высококвалифицированной личности, соответствующей социально-экономическим требования рынка труда. Педагоги раскрывают обучающимся суть понятия «конкурентоспособность», а в своей программе «совершенствования личности» обучающиеся самостоятельно намечают такие качества, которые им необходимо выработать в себе.
В системе связи «Я и общество» формируются ценностные ориентации личности, основанные на избирательном отношении человека к духовным и материальным ценностям. Ценностные ориентации - это определенная система установок, убеждений, предпочтений, выражающая поведение человека в обществе, в жизненном выборе. В нашем многонациональном обществе, в системе связи «Я и общество», важную роль играет формирование интернационализма, которое позже аккумулируется в нравственные устои, убеждения и составляет интернациональное мировоззрение человека. В этом аспекте система связей «Я и общество» и «Я и мой интеллектуальный мир» предусматривает формирование высоконравственной личности, этических норм.
Практика показывает, что за свое совершенствование подросток берется только тогда, когда сам осознает, что ему следует в себе изменить. Отсюда следует, что перед преподавателями, мастерами стоит задача организовать процесс социально-профессиональной адаптации так, чтобы тактично подвести обучающегося к нужному решению. Эффективность данной работы обусловлена реализацией принципов педагогического сопровождения, которые заключаются в том, чтобы не принуждать, а предлагать, не призывать, а направлять, не подсказывать, а делать вместе.
Педагогическое сотрудничество представляет собой творческий процесс совместной учебной деятельности педагогов и обучающихся. Это особый тип взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, при котором благоприятные межличностные отношения строятся под воздействием средств психолого-педагогического сотрудничества.
«Все прогрессивные педагоги прошлого и современности считали сотрудничество участников педагогического процесса необходимым условием эффективного обучения и воспитания». «Сотрудничество» это «такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участниками деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели, а главное, при этом соблюдаются интересы обеих сторон. Никто не претендует на особое положение, не диктует свои условия, не пытается подмять под себя чужой интерес». Такой подход к пониманию педагогического сотрудничества имеет важное значение в процессе социально-профессиональной адаптации обучающихся, проявляясь в стиле педагогического общения.
Исключительная роль в процессе социально-профессиональной адаптации первокурсников отводится межличностным отношениям. Нельзя достичь успешного сотрудничества без взаимного доверия между людьми, без взаимоуважения, без привязанности, любви, дружеских чувств. Сотрудничество людей, сопровождающееся объединяющими их чувствами, впоследствии достигает его высшей формы – содружества.
Организация педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации обучающихся должна опираться на основные принципы педагогического сотрудничества. Один из таких принципов – доброжелательная требовательность и уважение к личности – воплощен в конкретных правилах для педагога: доверие к подросткам, доброжелательность, опора на позитивные стороны личности при преодолении отрицательных проявлений, тактичность в общении с подростками. Наиболее приемлемым в этом процессе является соуправление. Немаловажное значение имеет авторитет педагога в глазах подростка, который определяется его устойчивым мировоззрением, эрудицией, тактом, неравнодушным отношением к подопечным.
Педагогика содружества предполагает обязательную эмоциональную близость всех участников. В процессе социально-профессиональной адаптации обучающихся необходимо стремиться к доверительным, дружеским отношениям, согретым душевным теплом наставника. Педагогу необходимо отношение к подростку как к равному себе. Демократично, а не авторитарно, тактично, а не выпячиваясь, с открытым уважением достоинства обучающегося, словами, жестами, интонацией, всем своим поведением зародить в межличностных отношениях со своим подопечным дух равенства.
Большую роль в процессе формирования адаптивных способностей обучающихся играет применение информационной технологии обучения, модульно-рейтинговой технологии обучения, коллективного способа обучения, портфолио, метода проектов.
Применение современных педагогических технологий на занятиях способствует развитию речи, коммуникабельности, ответственности, активизации мышления, развитию познавательного интереса, потребности к самосовершенствованию, ведет к формированию самостоятельности в учебе и профессиональной деятельности, ответственности за результат своего труда, общественной активности, формирует навыки преодоления различных интеллектуальных, физических и коммуникативных трудностей.
Таким образом, необходимым условием формирования адаптивных способностей обучающихся в процессе обучения является правильное планирование и организация занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, включение в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий, направленных на развитие профессиональной и социальной компетентности личности, обеспечение ее профессионального становления. Задача педагога состоит в том, чтобы используемые разнообразные педагогические методы и приемы побуждали обучающегося принимать правильные решения, стимулировали познавательную активность, способствовали развитию самостоятельности в решении поставленных задач.