СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль Петра I в истории Поморского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль Петра I в истории Поморского края»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ АО «МИРНИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»








«Роль Петра I в истории Поморского края»







Выполнила: Симановская П.А.

студентка 3 курса гр. КСК-19н



Руководитель: Мысова А.Е.

преподаватель специальных дисциплин






2021г.

Содержание:


Введение 3

  1. Даты на памятнике 4

  2. Архангельск–не родина флота 5

  3. Пётр I обескровил деревни Русского севера 6

  4. Великий помор лучше, чем Пётр Великий 7

Заключение 8

Список используемой литературы 8






















Введение.

В 2022 году исполнится 350 лет со дня рождения первого российского императора Петра I.

Логика почитателей Петра I незатейлива: изображение памятника Петру I напечатано на 500-рублевых купюрах, что якобы уже является отличным поводом для провинциальной гордости за Архангельск. К тому же, если в самом центре Архангельска стоит памятник этому царю, а его именем в 90-х годах назван парк рядом с мэрией, значит, он наверняка достоин не меньшего культа и почитания, чем в Петербурге.
Но Архангельск - это не Петербург, а роль Петра в судьбе столицы Поморья скорее отрицательная, чем положительная. Мифы о Петре I, как правило, не имеют ничего общего с реальностью.
Любопытно, что памятник Петру I в центре Архангельска появился отнюдь не по желанию архангелогородцев, а по инициативе чиновника - губернатора И.В. Сосновского, который в 1909 году затратил 5 тысяч бюджетных рублей на покупку бронзовой статуи к юбилею Полтавской битвы. Причем статуя Петра I в Архангельске - это не эксклюзив, а всего лишь одна из бронзовых копий. Абсолютно такие же памятники-копии стоят сегодня и в других городах России, и отличаются они друг от друга не больше, чем оловянные солдатики, отлитые по единому шаблону.

Есть мнение, что легенды о роли личности Петра I в экономическом развитии Архангельска не имеют ничего общего с реальностью. Скорее Петр стал губителем древней колыбели русского флота. Какова же истинная роль Петра в истории Поморской столицы?







  1. Даты на памятнике.


На памятнике, который находится в Петровском парке на берегу Северной Двины нанесены четыре даты: 1693, 1694, 1702 и 1911. Последняя дата означает год проведения конкурса на проект постамента памятнику. Первые три дата соответствуют годам посещения Петром 1 Архангельска.

30 июля 1693 года Пётр I впервые прибыл в Архангельск, поселился на Мосеевом острове, где для него и для свиты был устроен дом. Свыше двух месяцев провел он в Архангельске. В это время в Соломбале была заложена первая государственная судостроительная верфь и начато государственное судостроение. Царь собственноручно заложил торговый морской корабль «Св. Павел».

Во время второго посещения Архангельска Петром I в мае 1694 года состоялся торжественный спуск этого корабля на воду. Довелось царю в этот приезд совершить путешествие в Соловецкий монастырь, которое чуть не закончилось трагически. Яхта, на которой был Пётр I с сопровождающими, попала в жестокий шторм. Во многом благодаря опыту и знаниям кормщика Антипа Тимофеева кораблекрушение удалось избежать. В память о спасении Пётр I отблагодарил Тимофеева значительной суммой денег, собственноручно установил памятный крест на берегу Унской губы, где вышел на берег, пожертвовал 1000 рублей на новый пятиярусный иконостас в Преображенский собор Соловецкого монастыря.

В декабре 1700 года им подписан указ о строительстве близ Архангельска Новодвинской крепости, которая сыграла большую роль в начавшейся Северной войне. В бою 25 мая 1701 года русские одержали первую победу над морскими силами шведов.

В мае следующего года Пётр I с большой свитой, гвардейскими батальонами в третий раз прибыл в Архангельск. Поселился в специально срубленном для него домике напротив Новодвинской крепости, чтобы лично руководить её строительством. В августе месяце после посещения Соловецкого монастыря вместе с сопровождавшими его гвардейцами от деревни Нюхча совершил легендарный переход по «Государевой» дороге к Онежскому озеру. Волоком были перетащены два фрегата, которые сыграли значительную роль в новой победе русской армии – взятии крепости Нотебург (Орешек). Указом Петра I от 18 декабря 1708 года в России образованы первые восемь губерний, в том числе Архангелогородская.

Эти сведения хорошо известны всем, кто хотя бы немного интересовался историей Архангельска.



  1. Архангельск - не родина флота.

Многие архангелогородцы, попавшие под влияние мифологии о Петре I, сегодня уверены, что именно с него начался бурный расцвет Архангельска. Но это глубочайшее заблуждение! Знают ли архангелогородцы, что даже Соломбальская государственная судоверфь была заложена вовсе не Петром I, а Иваном Грозным в 1581 году! А в 1602 году на этой верфи строил морские корабли царь Борис Годунов. Так что Петр был не первым!
Сегодня имя Петра I работает против позиционирования Архангельска как родины отечественного морского флота! Ведь не секрет, что родиной флота вся Россия считает Воронеж и Переславль-Залесский! С точки зрения архангелогородцев, это нелепо, но с позиций мифотворчества о том, что русский флот и первые морские судоверфи создал Петр I, - логично. Никого не волнует, что Петр не смог бы создать флот на голом месте, и что у сухопутной крепостной России для этого не было ни инфраструктуры, ни кадров. Из крепостных русских крестьян получались никудышные матросы, и без ресурса, созданного поморским народом, Петр I еще долгие годы плавал бы в своих потешных прудах.
Ведь только в Поморье в то время в России были и опытные корабелы, и кормщики, с детства знакомые с морем. Задолго до Петра в Поморье были и судоверфи, и, разумеется, огромный по тем временам флот промысловых и торговых поморских судов. Петр просто использовал уже готовый ресурс.



  1. Пётр I обескровил деревни Русского Севера.

Вот именной указ Петра с чёткими указаниями архангельскому губернатору. 9 октября 1714 года Пётр I указал своему архангельскому сатрапу: «В Сумском остроге, на Мезени и в других местах, где есть лучшие работники, которые ходят на море за рыбным и звериным промыслом на кочах, набрать 500 матросов, и чтоб они были не стары, не увенчаны, а именно чтобы были летами не старше 30 лет».

Это называется опустошить деревни, обескровить землю, обречь оставшиеся семьи на смерть! Спустя века трагедии ушедшего времени воспринимаются цинично — потому можно понять рекрутчину и опустошение деревень в годы войны. Но война со шведами закончилась — Карл XII был повержен ещё в 1705 году. Речь в документе идёт о 1714 годе. А в 1712 м году по Указам Пётра I для службы на флоте насильно согнали из поморских деревень в Петербург 500 поморов, в 1713 — 550, в 1715 — 2000! Жестоко и бессмысленно. Вот именно тогда и начался закат цивилизации в наших краях, ощущаемый до сих пор!

Поморские промыслы Петр передал своим прибыльщикам и монопольным компаниям. Это означало, что коренным поморам запрещалось ловить рыбу и бить морского зверя, из-за чего в неурожайные годы в Поморье царил голод.

Согласно указам Петра I в 1719 и 1724 гг. свободное поморское черносошное крестьянство было лишено своих свобод, дарованных еще Иваном Грозным, и переведено в разряд государственных крестьян. Своими указами Петр запретил поморам строить традиционные морские промысловые суда и потребовал строить корабли на манер иностранных. Многие из этих европейских судов не были приспособлены для плавания в наших северных морях. Это тоже подорвало морские промыслы. Кроме того, далеко не каждому было по карману строить европейские гукеры и шхуны.




  1. Великий Помор лучше, чем Петр Великий.

Петр хотел, чтобы Петербург стал главным международным морским портом России и рассматривал Архангельск исключительно как конкурента своему детищу. В угоду новой российской столице он всячески ограничивал товарооборот Архангельского порта. Но ограничительные меры не дали ему желаемого результата, а к 1710 году обороты архангелогородской ярмарки, согласно таможенной "перечневой выписке", достигали 2 млн 773 тысяч рублей, что вызывало ярость у Петра I, желавшего быстрейшего роста Петербурга, но отнюдь не Архангельска. Тогда Петр решил, что конкурента надо уничтожить.
11 декабря 1724 года Петр I именным указом запретил иностранным торговым кораблям приходить в Архангельск. Это привело к резкому краху экономики столицы Поморья, массовому обнищанию поморов, и уже никогда Архангельск не мог достичь былого процветания.
Таким образом, более логичным было бы считать главным брендом столицы Поморья не памятник Петру Великому, а, например, памятник Великому Помору М.В. Ломоносову.



Заключение.

Проанализировав все вышесказанное можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, истинная роль Петра I в развитие Архангельска вовсе не столь значительна.

Во-вторых, из-за того, что Петр хотел, чтобы Петербург стал главным международным морским портом России, Архангельск пришел в экономический упадок.

В-третьих, вместо роли Петра Великого в Поморском крае уместнее говорить о роли Великих поморов, таких как: учёный-естествоиспытатель Михаил Ломоносов, герой сражения у Новодвинской крепости Иван Рябов, землепроходец Семен Дежнев, первооткрыватель, путешественник и исследователь Ерофей Хабаров и других.



Список используемой литературы:

  1. https://culture29.ru/news/pomore-gotovitsya-k-350-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-petra-i/

  2. https://news.myseldon.com/ru/news/index/212096112

  3. https://www.echosevera.ru/culture/2012/06/14/664.html

  4. https://bclass.ru/vlast/turizm/petr_i_glavnyy_antibrend_arkhangelska/

  5. https://aodb.culture29.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=5283