Доклад
«Роль педагога-организатора в учебно-воспитательном процессе».
Выполнила: Меренкова Е.А.
педагог-организатор
1квалификационной категории
МАОУ «СОШ№2» г.Лениногорска
«Любая воспитательная работа, должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива».
Н.М.Таланчук
Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также организация внеурочной и досуговой деятельности с обучающимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора..
Основное назначение должности педагог-организатор заключается в организации воспитательного процесса, внеурочной и досуговой работы с детьми. Педагог-организатор входит в состав педагогического совета, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении ЗДВР и директора. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен меть среднее специальное педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы).
В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются:
содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;
руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся;
содействие развитию и деятельности детских объединений;
разработка и реализация программ и проектов воспитания.
Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.
Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.
В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.
Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:
—формирование у воспитанников активной гражданской позиции;
— создание необходимых механизмов для участия детей и учащихся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;
— создание условий для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений и т.д.
— развитие творческой личности.
В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций.
Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.
Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:
— добровольность его участия в деятельности объединения;
— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;
— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;
— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;
— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.
Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:
1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и проведении выборов их органов самоуправления.
2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы учреждения, педагога-организатора (на год, полугодие, четверть, каникулы) с целью определения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть разными — КТД, деловая игра, большой сбор актива, экспресс-интервью, групповые собеседования и т.д.
Организация свободного времени учащихся.
Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.
В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.