Педсовет от 10.01.2017.
«Роль педагогического коллектива в обеспечении условий адаптации в образовательном процессе обучающихся с НОДА»
Руководитель МО учителей начальных классов
Гришина Т.Ю.
Под адаптацией понимают процесс взаимодействия личности и социальной среды, при котором осуществляется активное приспособление личности к изменившимся или относительно стабильным условиям среды. Это сложный, динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые к нему предъявляются.
Адаптация обучающихся с НОДА к образовательному процессу школы – это их приспособление к нагрузкам, ритму жизни, методам и формам обучения, формирование личных навыков и умений по рациональной организации умственной и практической деятельности. В то же время – это интеграция личности со школьной средой, принятие ее ценностей, норм и стандартов поведения, формирование адекватного межличностного взаимодействия.
Характерной особенностью современной цивилизации является информация, общий объем которой, скорость обновления и масштабы влияния на все стороны общественной жизни и сознания, стремительно растут. Все это предъявляет новые требования к системе образования. Повышение качества образования в современном мире связано с интенсификацией учебного процесса, его компьютеризацией, введением новых учебных дисциплин, что, в свою очередь, приводит к повышению физических и нервно-психических нагрузок. В связи с этим активизируются поиски новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, направленных на формирование таких способностей обучающихся, которые позволили бы им адаптироваться к учебным нагрузкам, ритму образовательного процесса, новому знанию, информации, прогрессу.
Решение данной проблемы на современном этапе развития образования происходит в нескольких направлениях – это ориентация на личностно ориентированное образование, многофункциональность, многоуровневость, инновационность, интенсивность;
С другой стороны, гиподинамия современного ребенка, постоянное напряжение и перенапряжение его высшей нервной деятельности и систем вегетативного обеспечения вследствие чрезмерной суммарной учебной нагрузки, требуемая обязательная точность и своевременность действий, повышенная ответственность ведут к перегрузкам и хроническому утомлению. Здоровьесберегающие технологии
В связи с этим возрастает актуальность использования уроков физкультуры(зарядка перед уроками, физминутки на уроках, большая перемена возросла до 20 минут), на которых, с одной стороны, снимается нервно-психическое переутомление, укрепляется физическое состояние и улучшается здоровье, с другой стороны, развиваются необходимые для оптимальной адаптации обучающихся с НОДА способности: быстро и точно воспринимать и перерабатывать информацию, длительно сосредотачивать и перераспределять внимание, адекватно оценивать свои возможности и деятельность. Систематические физические упражнения и нагрузки формируют волю, развивают выносливость и настойчивость, закаливают характер, совершенствуют умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения. На уроках физкультуры учащийся занимается в группе, взаимодействует и соревнуется с одноклассниками, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе и понимать других.
Происходящая оздоровительно-реабилитационная деятельность в со временной общеобразовательной школе, связанная с разработкой и проведением спортивных игр, состязаний, внеклассных и внешкольных спортивных мероприятий, включает решение ряда проблем не только физического (осанка, ожирение, физическая слабость и т.п.), но и психологического (отчужденность, неуверенность в себе, в своих силах, заниженная самооценка) плана.( Наши спартакиады).
Таким образом, физическая и психологическая подготовленность школьников во многом определяют успешность этапа их адаптации к образовательному процессу, повышают успешность обучения в школе и формирование всех необходимых морально-волевых характеристик.
2. Организационными факторами повышения уровня адаптированости обучающихся являются: личность учителя, его профессиональная и методическая подготовленность, нравственные качества, его культура. Учителя начальной школы повышают свой профессионализм в следующем:
- прохождение курсов повышения квалификации
- выступления, обсуждения и предложения на МО
«Создание условий для положительной мотивации и положительных эмоций по отношению к учебной деятельности у учащихся с НОДА и ЗПР» - Тихонина Е. А.
«Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с умственной отсталостью» - Кустова Г. А.
«Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников с ДЦП» - Чадаева И. В.
«Использование современных педагогических технологий при формировании и развитии ориентировки в пространстве и на плоскости» - Беликова А. А.
- взаимопосещение уроков
- участие в городских и всероссийских вебинарах, олимпиадах и конкурсах
- учителя начальных классов дают открытые уроки
3. Свидетельством дизадаптации школьников к условиям обучения является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где учащиеся не были адаптированы. Этот переход не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе по ФГОС.
Для эффективного проектирования педагогической деятельности в процессе повышения уровня адаптированности учащихся применено педагогическое моделирование. Модель представляет собой совокупность видов, уровней, критериев, структурных компонентов и показателей их оценки, в их взаимосвязи и взаимообусловленности:
-Введение ФГОС второго поколения предлагает широкое использование ИКТ. Это способствует: повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизация познавательной деятельности, развитие наглядно-образного мышления, повышение активности обучающихся на уроке (разноуровневая работа на компьютере (тренажёры, ребусы, работа с правилами)
- разноуровневые задания в ТПО
- оценивание ответов самим учеником, товарищами, учителем
- мониторинг класса и каждого ученика
Сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования может обеспечить успешность каждого ребёнка и его интерес к обучению.