СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль письма в истории и литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Роль письма в истории и литературе»»

Тема: «Роль письма в истории и литературе»


Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок – практикум).


Технологии: системно-деятельностный подход, элементы технологии критического мышления, исследовательской деятельности.


Цели урока:

- деятельностная: формирование способностей анализировать, структурировать, систематизировать тексты различных типов, соотносить различные источники полученной информации, выражать собственную оценку;

- содержательная: выявление роли письма в жизни человека, основ воздействия произведения на читателя, ценности художественного произведения и собственного творчества.


Планируемые образовательные результаты:


Предметные: выработка понимания роли писем в жизни человека.


Метапредметные: умение преодолевать комплексы и выступать перед аудиторией сверстников;


Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.


Развиваемые УУД:


Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе работы над жанром письма.


Оборудование: распечатанные тексты, компьютер, мультимедийная установка, колонки.


Ход урока:

I. Организационный момент. Этап мотивации. (3мин.)


Доброе утро, друзья. Присаживайтесь. Сегодня у нас много непростой, но увлекательной работы. Послушайте. (слайд№2)


Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно...

Зажглись рябин веселые костры,

И все вокруг вишнево-золотое...

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!


И я теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир.

Как много все же надо человеку!


Ребята, наш сегодняшний урок посвящен самому таинственному, самому особому жанру литературы. А именно какому, определим в ходе урока.

II. Создание проблемной ситуации. Работа с эпиграфом. (2мин.) (слайд №3)


Письма, написанные от руки,

теперь уже выглядят

как поздравления из прошлого века.

Торнтон Уайлдер

- Как вы понимаете эти слова?

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Получаете ли письма вы? А сами письма пишете?

- Почему люди перестали писать письма от руки?

III. Формулирование темы и целей урока. Введение в тему. (2мин.)

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, а, может быть, узнаем, что такое письмо, какие виды писем бывают, какую роль в художественной литературе играет эпистолярный жанр.


Взгляните на экран. На нем отрывок из романа Анатолия Тосса «Фантазии женщины средних лет». Прочтите, пожалуйста, и определите значимость писем в жизни человека. (слайд №4)


«Телефон неличностен, сиюминутен, — говорил Стив, — он не связан ни со временем, ни с человеком. Голос рассыпается в момент произношения, его невозможно закрепить во времени. Кроме того, из-за все той же скоротечности голос не продуман, неискренен, слишком поверхностен. Он не может передавать глубоких эмоций, только секундное настроение, не говоря уже о чувстве. Но главное — он не остается с тобой.

Письмо — другое дело. Оно требует времени и обдумывания и помимо того, что оно вечно, оно еще и личностно, его можно много раз перечитывать и сохранять. К тому же почерк. Он как запах для собаки, как отпечатки пальцев, по нему можно многое распознать. А потом, письмо не пишется мгновенно, оно требует много времени, порой нескольких дней. А это значит, что человек думает о тебе, ему не жалко своего эмоционального напряжения. Каждое письмо по сути является произведением, созданным для одного человека. Неслучайно публикуют письма знаменитых людей. Письмом не отмахнешься, как телефонным звонком...

... В меня заложили с детства, что, когда человеку наплевать, он звонит, а когда важно — пишет.» (Анатолий Тосс. Фантазии женщины средних лет) В настоящее время мы перестали писать письма. Получить письмо, написанное от руки, стало в диковинку. К сожалению, наше поколение практически разучилось писать письма. Им на смену пришли электронные. Мы забыли, когда в последний раз опускали конверт в почтовый ящик. Виноваты ли в этом современные технологии и средства связи? (Ответы детей)

Они, конечно, очень удобны, совершенны: проще общаться по телефону, писать и получать SMS. Это быстро, доступно. И отказываться от них не имеет смысла. Но что же утратилось, ушло из рукописного письма? (ответы обучающихся)

- Техника делает наше общение шаблонным, сухим, невыразительным. Иное дело – письмо на бумаге! Умение писать его – это благородное древнее искусство, которое, к сожалению, утеряно нами.

IV. Актуализация знаний. Работа с терминами. (2мин.)

- Что же такое письмо? Обратимся к словарю. (слайд №5)

- Письмо́ (сообщéние). Письмом является — написанный в компактной форме на бумаге или других материалах текст. Также письмо является важной перепиской между двумя и более адресатами. Исключения составляют лишь телеграммы.

Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге или другом носителе (глиняном черепке, листе пергамента или куске бересты).

В настоящее время под письмом понимают также сообщение, созданное и/или переданное электронным способом (например, при помощи электронной почты), или по средствам SMS мобильного телефона. А также содержащее не только текст, но и различные мультимедийные элементы (например, изображения, видео- и аудиозаписи).

- Письмо относится к эпистолярному жанру. Что вы понимаете под этим словосочетанием? (слайд №6)

- Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки.

V. Работа по теме урока.

- Как вы думаете, на какие виды можно разделить переписку?

(Личная и деловая).

-На сегодняшнем уроке мы будем говорить только о личной переписке.

- Что вы понимаете под личным письмом? К кому могут быть обращены личные письма?

Слово учителя:

- Ребята, обратите внимание, на экране дается план написания письма. (слайд №7). Он нам еще пригодится.

Я предлагаю вам познакомиться с текстами 10 писем, вошедших в историю. Давайте понаблюдаем, кто и как, в какой форме обращается к адресату.


- Письмо 1. О чем писали 2000 лет назад

Первые письма появились до нашей эры. Интересно, что с тех пор их структура почти не изменилась. Римский солдат Антоний Максим Апион 2000 лет назад написал своему отцу Епимаху. Оцените, как это похоже на современные письма.

(слайд №8) Апион Епимаху, своему отцу и господину множество приветствий! Прежде всего я молюсь о твоем здоровье, и чтобы все у тебя было хорошо, а также и у моей сестры и ее дочери, и у моего брата. Я благодарю Сераписа за то, что он вмешался и спас меня, когда я пребывал в опасности в море. По прибытии в Мизен, я получил от Цезаря три золотых на покрытие дорожных расходов. И у меня все хорошо.

Прошу тебя, мой господин и отец, написать мне письмо, рассказать, во-первых, о своем благополучии, во-вторых [о благополучии] моих брата и сестры, и в-третьих позволить мне выразить почтение написанному тобой, потому что ты хорошо выучил меня, и теперь я надеюсь на быстрое продвижение по службе, если боги так пожелают.

Передай множество приветов Капитону и моему брату, и сестре и Серенилле и моим друзьям. Я послал вам с Евктемоном свой портрет. Мое римское имя Антоний Максим из центурии Афенона. Молюсь о вашем здоровье.

[Постскриптум] Серен, сын Агафодемона, приветствую тебя, и… Турбон сын Галлония, и….

В Филадельфию Епимаху, от Апиона, его сына.


Давайте разберем письмо.

Что интересно:

  • Это одно из самых древних писем, дошедших до наших дней.

  • За 2000 лет структура письма не изменилась.


Письмо 2. Самая короткая переписка в истории(слайд №9)

Знаете, как появилось слово «лаконичный»? Нет? Я вам расскажу. Перед нападением на Спарту (регион Лакония), Филипп Македонский прислал врагам письмо. Он предложил противникам сдаться и перечислил те непотребства, которые он совершит, если захватит город.

В ответ спартанцы прислали всего одно слово: «Если».

Что интересно: Воистину, краткость сестра таланта.


Письмо 3. Но кое-кто превзошел даже лаконийцев. (слайд №10)Это был известный мастер пространных описаний Виктор Гюго. В «Соборе Парижской Богоматери», есть глава «Париж с высоты птичьего полета». Там 40 страниц посвящены исключительно описанию Парижа.

Так вот, Гюго захотел узнать реакцию читателей на роман «Отверженные». Он послал издателю письмо, которое состояло из одного символа: «?».

Правда и издатель не ударил в грязь лицом, прислав в ответ: «!» Так появилась самая короткая переписка в истории.

Что интересно:

  • Самое короткое письмо в истории переписки написал известный мастер пространных описаний.

  • Письмо даже из одного знака может достичь цели.

(слайд №11)

Письмо 4. Королевский рецепт

А теперь поговорим о кулинарии.

В 1957 году королева Англии была в гостях у президента США Эйзенхауэра. Чтобы не остаться в долгу, она пригласила Дуайта с семьей к себе в Шотландию два года спустя. Президенту США понравилось в гостях у Елизаветы. Он был в особенном восторге от королевских лепёшек.

После отъезда гостей королева написала президенту письмо. Она поделилась собственным рецептом лепёшек, рассчитанным на 16 человек. Вывод: сильным мира сего не чужды простые радости.

Что интересно:

  • Настоящая королева знает толк и в политике, и в лепешках.

  • Президенты тоже люди и любят вкусно покушать.


Письмо 5. Да Винчи ищет работу(слайд №12)

В XV веке не было сайтов поиска работы, резюме и понятия «карьера». Но даже гениям тогда приходилось искать работу.

В свои 30 лет Леонардо да Винчи еще не был известным и нуждался в постоянном источнике дохода. Он написал потенциальному работодателю — герцогу Миланскому — письмо-резюме. В письме он рассказал о своих навыках и попросил найти им достойное применение.

Да Винчи писал, что может делать оружие для кораблей и катапульт, знает несколько эффективных приемов нападения. Еще он умел строить мосты и здания, делать скульптуры из глины, бронзы и мрамора.

В конце письма Леонардо попросил герцога пригласить его к себе, чтобы лично убедиться в его талантах:

«А если любая из вышеупомянутых вещей покажется кому-нибудь невыполнимой или невозможной, я предлагаю Вам испытать меня в ваших охотничьих угодьях или в любом другом месте, где будет угодно Вашему Высочеству, которому я отныне со всевозможным смирением предлагаю свои скромные услуги».

Все как в современном резюме. Да Винчи не только перечислил навыки, но и сообщил о своей готовности пройти проверку. Или, как мы говорим сейчас, выполнить тестовое задание.

Что интересно:

  • Даже гении заполняют резюме.

  • За 500 лет подходы к поиску работы принципиально не изменились.

  • Когда знаешь, сколько всего умел Леонардо в 30 лет, хочется больше времени уделять саморазвитию.

Письмо 6. Романтичный великий полководец(слайд №13)

Пару веков назад мужчины были романтичнее. Какие письма они писали своим возлюбленным и женам! Разве могут с ними сравниться сообщения в современных социальных сетях! Я даже не говорю о поэтах.. Люди, закаленные в боях, могли писать нежно и трогательно.

Вот, например, одно из писем Наполеона к Жозефине.

Не было дня, чтобы я не любил тебя; не было ночи, чтобы я не сжимал тебя в своих объятиях. Я не выпиваю и чашки чая, чтобы не проклинать свою гордость и амбиции, которые вынуждают меня оставаться вдалеке от тебя, душа моя. В самом разгаре службы, стоя во главе армии или проверяя лагеря, я чувствую, что мое сердце занято только возлюбленной Жозефиной. Она лишает меня разума, заполняет собой мои мысли.

Если я удаляюсь от тебя со скоростью течения Роны, это означает только то, что я, возможно, вскоре увижу тебя. Если я встаю среди ночи, чтобы сесть за работу, это потому, что так можно приблизить момент возвращения к тебе, любовь моя…

Жозефина! Жозефина! Помнишь ли ты, что я тебе сказал когда-то: природа наградила меня сильной, непоколебимой душой. А тебя она вылепила из кружев и воздуха. Ты перестала любить меня? Прости меня, любовь всей моей жизни, моя душа разрывается.

Сердце моё, принадлежащее тебе, полно страха и тоски…

Мне больно оттого, что ты не называешь меня по имени. Я буду ждать, когда ты напишешь его.

Прощай! Ах, если ты разлюбила меня, значит, ты меня никогда не любила! И мне будет о чем сожалеть!

Только вслушайтесь в эту фразу: природа «вылепила тебя из кружев и воздуха». Хочется, чтобы и нам, современным женщинам, приходили на почту подобные письма. Пусть не в бумажном виде, а в виде email.

Наполеон и Жозефина. Эпистолярные страсти Французской истории

Что интересно:

  • Военный до мозга костей Наполеон был не чужд романтики.

  • У мужчин, желающих порадовать девушку, есть, как минимум, один пример для вдохновения.


Письмо 7. (слайд №14)

Но ошибочно было бы думать, что так красиво писать могут только мужчины. Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва 1804 — 22 ноября 1832, урождённая графиня Чернышёва, жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.

(слайд №15) «Мой добрый друг, мой ангел, когда я писала тебе в первый раз, твоя мать не передала еще мне твое письмо, оно было для меня ударом грома! Ты преступник! Ты виновный! Это не умещается в моей бедной голове. Ты просишь у меня прощения. Не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, — я была в раю. Счастье не может быть вечным… Не предавайся отчаянию, это слабость, недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесла. Ты упрекаешь себя за то, что сделал меня кем-то вроде соучастницы такого преступника, как ты. Я самая счастливая из женщин. Письмо, которое ты мне написал, показывает все величие твоей души. Ты говоришь, что у тебя никого в мире нет, кроме матери и меня. А двое и даже скоро трое твоих детей — зачем их забывать. Нужно себя беречь для них больше, чем для меня. Ты способен учить их, твоя жизнь будет им большим примером, это им будет полезно и помешает впасть в твои ошибки. Не теряй мужества, может быть, ты еще сможешь быть полезен своему Государю и исправишь прошлое. Что касается меня, мой добрый друг, единственное, о чем я тебя умоляю именем любви, которую ты всегда проявлял ко мне, береги свое здоровье».

Что интересно: Несомненно, получить такое письмо от жены — это получить силы, твердость духа.

Письмо 8. Хочешь стать президентом — отрасти бороду(слайд №16)

Когда-то Авраам Линкольн не носил бороды и не был президентом. И вот во время предвыборной кампании он получил письмо от 11-летней Грейс Беделлом. Девочка просила Линкольна отрастить бороду. Она считала, что лицо у него слишком узкое, а борода поможет сгладить этот недостаток.

Еще юная барышня утверждала, что женщины любят бородатых мужчин и смогут уговорить мужей проголосовать за Линкольна.

Будущий президент ответил девочке лично. Он написал, что такой поступок будет выглядеть как бессмысленная попытка воздействия. Но бороду все же отрастил. Как говорится, чем черт не шутит.

Что интересно:

  • Дети иногда проницательнее взрослых.

  • Женщины остаются женщинами, даже когда выбирают президента.


Письма 9- 10. Последняя весточка с фронта(слайд №17)

Не только великие люди умели писать красивые письма. Особенно много таких трогательных посланий сохранилось после Великой Отечественной войны. Каждое из них бесценно — авторы сделали все, чтобы спасти своих близких и родную землю.

Многие защитники, к сожалению, так и не вернулись домой. Как, например, этот 20-летний летчик Юрий Бородин. Вот что он написал любимой незадолго до гибели в боях под Киевом.

Милая Лида! Ты хочешь вызвать меня телеграммой? Нельзя. Не сердись. Полеты в разгаре. И ведь ты же умная, ты понимаешь, что мне доверено самое дорогое — защита Отечества. А чтобы его защищать, надо учиться. Ведь даже тебе я не буду нужен недоучкой. А потом, понимаешь, я эту даму со звучным именем «Авиация» люблю… Так же сильно, как тебя и Волгу. Так что терпи. Жена летчика — это не так-то просто.

30 июня 1941 г.

(слайд №18)

Удивительная тишина вокруг. Кузнечики… Трава… Солнце… Как будто нас сюда на пикник собрали. А люди отсюда уходят на смерть. Но я умирать не собираюсь, у нас с тобой еще так много впереди.

Вчера сажали на аэродроме деревья: пусть потомки вспомянут добрым словом.

12 июля 1941 г., день смерти.

После этих строк хочется одного — помолчать.

Что интересно:

  • Удивительно, как много чувства в двух коротеньких письмах.

  • Жизнь сильнее смерти.



Слово учителя:

- Ребята, обратите внимание, сколько тепла и нежности содержится в этих письмах. Перечитывая их, мы чувствуем, как они любят друг друга, как близки и дороги.

- А вы когда-нибудь писали личные письма?

- Какую форму в наше время приняла личная переписка?

(Общение через SMS, в социальных сетях, по электронной почте).

- Какие вы видите плюсы и минусы переписки? (Ответы обучающихся)

- Электронные письма стали короче, от этого они менее душевные, таинственные.


VII. Практическая работа. Роль письма в литературе.( 6 мин.)

Слово учителя:

- Как вы думаете, какую роль играет письмо в художественной литературе?

- Ответы обучающихся. (слайд №19)

(Письмо – одно из средств характеристики литературного героя наряду с портретом, речью, пейзажем, деталью. Письма помогают лучше понять состояние героя, через письмо можно понять состояние героев, их душу.

 В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость).

В художественной литературе “корреспонденты” становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приёмом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике.

Организация самостоятельной работы ( 14 мин.)

- Слово учителя:

  Обратимся к эпистолярному жанру и рассмотрим его особенности в контексте классической литературы. Таких произведений не очень много, но сегодня мы остановимся на двух. (Группы получают конверты с заданием, обсуждают и определяют, из каких произведений эти письма, кто их автор, какие чувства и эмоции испытывали герои, когда писали их). (слайд №20-23)

-Работа в группах, афиширование результатов.


Мы все хорошо знаем, что читать чужие письма без разрешения считается неприличным. Но письма великих людей хранятся в архивах, они стали документами, которыми имеет право пользоваться любой исследователь.

Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.

На следующий год вас ждёт серьёзное испытание – сдача ЕГЭ. При написании сочинения по русскому языку и литературе вам понадобятся аргументы из художественных произведений. И я хочу порекомендовать вам следующие: (слайд №24)

1.«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза

2.Сесилия Ахерн, "Не верю. Не надеюсь. Люблю"

3. Бел Кауфман, "Вверх по лестнице, ведущей вниз"

Из прочитанных страниц можно узнать о дружбе и любви, о совести и равнодушии. А это те темы и проблемы, которые волновали, волнуют и будут волновать всех нас.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. 4 мин


Вот и подошел к концу наш урок.

- Что вы узнали нового?

- Что вам запомнилось больше всего?

И в качестве последнего штриха – определите, какие 3 афоризма наиболее полно отражают суть такого понятия, как «письмо».

(слайд №25)

Когда не знают, о чём писать, о погодe пишут. (Эдуард Успенский. Зима в Простоквашино)

Письмо, оставшееся без ответа, — это рука, не встретившая руки. (Марина Цветаева)

Письмо — это стена, за которой можно спрятаться, отсрочка важных свершений, защитный талисман, заговоренный от жизни, это почти безошибочный способ воздействия на расстоянии (а также, нельзя отрицать, способ свалить с себя ответственность). Письмо даёт возможность остановить мгновение. (Айрис Мердок)

С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге — это душа нараспашку. (Ги де Мопассан)

Письма — больше, чем воспоминанья: на них запеклась кровь событий, это — само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное. (А. Герцен)

Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова. (Лиз Карпентер)

Письмо не краснеет. (Марк Туллий Цииерон)

Почти все важные дела люди совершают путем переписки, следовательно, одного умения говорить недостаточно. (Люк де Вовенарг)

Я держусь мнения, что в личном письме самое главное — скобки. (Дэвид Лоуренс)

Анонимные письма хороши уже тем, что на них не нужно отвечать. (Александр Дюма-сын)

Для того чтобы любовное письмо было тем, чем оно должно быть, надо, начиная его, не знать, что скажешь, а оканчивая — не помнить, что сказал.

(А. Гинон)

Слово учителя:

- В наши дни растёт отчуждение и равнодушие между людьми. Это стало проблемой современного общества. Существует и ещё одна проблема – лингвистическая: письмо, как образец эпистолярного жанра, умирает в эпоху телефона и Интернета. Писатели часто используют эпистолярный жанр для того, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их лучшие стороны. Письма используются ещё и для того, чтобы открыть свои чувства, ведь не каждый человек может сказать правду в лицо, а через письмо это сделать проще.

(слайд №26) Помните, что письмо – это отражение вашей культуры, вашей воспитанности. Письмо – это эпизод человеческой жизни, к которому, через какое-то время интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе.

Я считаю, что нельзя забывать эпистолярный жанр, так как он побуждает человека выразить в письме свои лучшие чувства и хочу призвать всех: пишите письма друг другу.

IX. Домашнее задание. (1мин.)

- Я очень хочу, чтобы вы написали письмо. Самое настоящее. На экране темы конкурса «Лучший урок письма-2020». (слайд №27) Выберите ту, которая вам наиболее интересна. И, может быть, это письмо станет началом большой переписки, в ходе которой мы с вами будем овладевать утраченным искусством письма. Всем спасибо. До свидания! (слайд №28)




Использованные ресурсы: (слайд №29)


  1. https://shakko-kitsune.livejournal.com/1091052.html

  2. http://asadove.ru/

  3. https://kulturologia.ru/blogs/150317/33811/

  4. https://www.unisender.com/ru/blog/idei/10-pisem-kotorye-voshli-v-istoriyu-chast-1

  5. http://itmydream.com/citati/pisma

  6. https://ilibrary.ru/text/983/p.1/index.html

  7. https://www.literaturus.ru/2015/09/pisma-kapitanskaja-dochka-pushkin.html

  8. https://www.litmir.me/br/?b=203431&p=43

  9. https://zen.yandex.ru/media/id/5a566a175a104f47bbd576ae/istoriia-iz-jizni-liubov-po-perepiske-5a98f2a9fd96b1e485d1e1b8

  10. https://infourok.ru/zhanr-pisma-v-hudozhestvennih-proizvedeniyah-2563804.html

  11. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/04/08/urok-pismo-kak-epistolyarnyy-zhanr

  12. Яндекс.картинки


Приложение


Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо. Я схватил его с трепетом. Адрес был написан рукою батюшки. Это приуготовило меня к чему-то важному, ибо обыкновенно письма писала ко мне матушка, а он в конце приписывал несколько строк. Долго не распечатывал я пакета и перечитывал торжественную надпись: "Сыну моему Петру Андреевичу Гриневу, в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость". Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо; наконец решился его распечатать, и с первых строк увидел, что вс? дело пошло к чорту. Содержание письма было следующее: "Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться, да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, не смотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость. Отец твой А. Г. "



Карандашный огрызок добыла Наталья у отца. Села за стол, мучительно передумывая давно продуманное, вызывавшее на сердце тупую ноющую боль.

Утром она, посулив Гетьку водки, снарядила его в Ягодное с письмом:

«Григорий Пантелевич!

Пропиши мне, как мне жить и навовсе или нет потерянная моя жизня? Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила, и я ждала, что ты мне развяжешь руки и скажешь, что ты ушел навовсе, а ты отроился от хутора и молчишь, как мертвый.

Думала, сгоряча ты ушел, и ждала, что возвернешься, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши. Узнаю – буду одно думать, а то я стою посередь дороги.

Ты, Гриша, не серчай на меня, ради Христа.

Наталья»



Хмурый, в предчувствии близкого запоя, Гетько увел на гумно лошадь. Вернулся с ответом он к вечеру. Привез синий клочок оберточной сахарной бумаги. Наталья прочла и посерела. В четыре приема вошло в сердце зубчато-острое…

Четыре расплывшихся слова на бумажке: «Живи одна. Мелехов Григорий».

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

Ванька покривил рот, потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.

Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрёшь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А ещё кланяюсь Алёне, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: «На деревню дедушке».



Владимир Войнович "Любовь по переписке".

В наш авиационный истребительный полк пришло письмо. На конверте, после названия города и номера части, значилось: "Первому попавшему". Таковым оказался Иван Алтынник, известный любитель "заочной" переписки. Письмо было коротким. Некая Людмила Сырова, фельдшер со станции Кирзавод, предлагала вместе с письмом в конверт была вложена фотография размером 3X4. Фотография была старая, нечеткая, но Алтынник опытным взглядом все же разглядел на ней девушку лет двадцати - двадцати двух с косичками, аккуратно уложенными вокруг головы. Потом достал из того же альбома свою фотокарточку размером 9X12, где он был изображен в такой позе, как будто именно в момент фотографирования он сочинял стихи или же размышлял над загадками мироздания. Фотографию эту положил он на тумбочку перед собой и принялся за ответ. Писал он легко и быстро. Одно слово тянуло за собой другое, Алтынник едва успевал запечатлеть его на бумаге и лишний раз подивиться, откуда в одном человеке может быть столько таланта.

Взявшись за письмо Людмиле Сыровой, Алтынник, не теряя даром времени перешел к деловой части: "Письмо ваше, Люда, я получил через нашего почтальона Иванова Казимира, который дал мне его и сказал: ты, Иван, давно хотел переписываться с хорошей девушкой, и вот я даю письмо и адрес тебе, а не другому, потому что ты самый грамотный из рядового и сержантского состава, хотя и не имеешь высшего образования. Я тогда распечатал письмо ваше и фото, и личность ваша мне, Люда, очень понравилась как в смысле общего очертания, так и отдельные части наружности, например глаза, нос, щечки, губки и т. д. К сожалению, фото вы прислали маленькое, на нем ваш облик рассмотреть внимательно трудно, так что если будет такой момент и возможность, пришлите большое, я вам свое высылаю. Если же не хотите прислать в полный рост, то пришлите хотя бы в полроста, а что касается красивой фигуры, Люда, то на это я не смотрю, потому что красота и фигура, такие качества человека, которые могут быть утеряны в дальнейшей жизни, а я смотрю на ум, характер человека...»









-

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!