СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль положительного примера родителей в воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль положительного примера родителей в воспитании детей»



Роль положительного примера родителей в воспитании детей

Подготовила:

Гоношилова Светлана Валентиновна,

учитель русского языка и литературы ОГАОУ «Центр образования «Ступени»



Я являюсь не только педагогом, но и классным руководителем 5 класса. Одним из важных направлений деятельности классного руководителя является работа с родителями. Основой воспитательной работы является союз классного руководителя, родителя и ребёнка. Одним из направлений работы с родителями является просветительная работа по воспитанию детей.

Очень часто родители моих пятиклассников спрашивают меня: «Почему мой ребёнок ведёт себя плохо? Почему он плохо учится? А почему он не читает и не хочет заниматься спортом?» Большую роль в воспитании детей играем мы — их родители. Наши дети — это наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее и плохое. Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Для ребенка родители - это все!

Мне нравятся слова советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко:

  «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.  Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это  имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям... »





Вопрос: Чем же можно объяснить воспитательную силу примера? Почему наши дети так живо воспринимают примеры поведения?

Нашим детям свойственно подражательность. Особенно в раннем детстве. Подражательность - это психологическая особенность детей . Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением мы, родители, должны показывать детям положительные примеры для подражания. 

Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь - развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Вопрос: В чем же выражается личный пример родителей?

Мы, родители, должны:

1. Контролировать своё поведение. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику. Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.

2. Высказывать личное отношение к окружающим событиям. Если родители увидели что-то, что противоречит нормам поведения, то они должны конкретно и точно сказать почему это плохо. И никаких многозначительных слов. Выразить своё отношение необходимо искренне.

3. Соответствовать своим словам. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Будьте положительным примером для подражания! Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или так, как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.

4. Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.

5. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, говорите с ребёнком ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд.  обращайте внимание на цвета в интерьере, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок.

Вопрос: Очень часто родители жалуются, что их дети не хотят читать, занимаются дома чем угодно, а читать их никак не заставишь Что же делать родителям в таком случае?

: Конечно, можно было сказать, что сейчас время такое. Современные дети вообще читают намного меньше, чем, например, 10-15 лет назад, но такое объяснение, во-первых, не устраивает родителей (читать надо, от этого развиваются кругозор, грамотность и т.п.), а во-вторых, есть же дети, которые, несмотря на массовую компьютеризацию, все равно читают и довольно много. В чем же дело?
Когда родители жалуются на нежелание детей читать, следует задать им вопрос: «А вы сами много читаете?» После этого вопроса почти всегда на лицах взрослых можно увидеть смущение, и они признаются: «Да нет. Все как-то некогда. Дела, дела». Получается, что чтение – совершенно не необходимое и не обязательное занятие, не так ли? Вот ребенок и не занимается им, предпочитая чтению другие занятия. « И что же теперь делать?» - спрашивают родители. – Читать, что ли?» А как же еще! На самом деле, если родители сами не читают, не посвящают времени этой особой деятельности, то дети прекрасно понимают, что без нее можно обойтись. И сколько бы ни говорили родители: «Читай! Читай!», толку от этого не будет никакого, пока они сами не покажут ребенку пример. В семьях, где родители сами читают много, читали в раннем детстве своим детям, где есть привычка покупать или брать новые книги у знакомых или в библиотеке, там дети обычно читают, причем довольно много.

А ещё лучше если родители с ребёнком будут читать вместе одну книгу, при этом обсуждая, перечитывая, а может и читать по ролям интересные моменты из неё. Доказано, что совместное чтение не только объединяет несколько поколений одной семьи, но и помогает детям по-настоящему полюбить книги. Малыши, чьи мамы, папы, дедушки и бабушки любят собираться вместе и читать вслух, вырастают более общительными, лучше учатся и с большим интересом читают самостоятельно, чем их сверстники, которые были лишены такого прекрасного времяпрепровождения, как совместное чтение.

Вопрос: С.В., может вы как учитель русского языка и литературы посоветуете родителям, как выбрать книгу для совместного прочтения

Распространённая проблема среди взрослых - это выбор книг для ребёнка. При существующем многообразии сложно понять, какая книга лучше всего подойдёт юному читателю. Советы ниже помогут вам не наделать ошибок и подобрать такую книгу, которую точно захочется дочитать до конца.

1.Смотрите на соотношение иллюстраций и текста. Если читатель мал (1-3 года), то в книгах, которые вы выбираете для ребёнка, иллюстрации должны преобладать над текстом. В этом возрасте ребёнок только учится вникать в повествование и следить за сюжетом. Это же правило подходит для деток, которые только учатся читать самостоятельно. Текста на развороте должно быть немного, чтобы не испугать и не оттолкнуть начинающего читателя от книги.

2.При выборе книги обращайте внимание на лексику повествования. Большая часть слов должно быть знакома читателю. Этот совет универсальный и касается, как малышей, так и детей постарше. Обилие незнакомых слов в книге может оттолкнуть ребёнка от знакомства с ней. Но это не значит, что нужно выбирать книги с примитивным текстом. Важно следить за соотношением незнакомых и знакомых слов. Благодаря чтению ребёнок постоянно будет пополнять свой словарный запас.

Вывод: взрослый должен первым ознакомиться с книгой, прежде чем предложить почитать её ребёнку.

3.Действенный способ при выборе детских книг: возраст читателя должен примерно совпадать с возрастом главного героя произведения. Здесь всё просто, чем ближе возраст персонажа книги к возрасту вашего ребёнка, тем понятнее для него будут сюжет, поступки и поведение героя, его образ жизни.

Уже доказано не на одном ребёнке, что читать о героях, которым столько же, сколько и читателю, гораздо интереснее. Такие книги с огромной вероятностью будут близки и понятны детям.

Вывод: чем младше читатель, тем младше должен быть герой книги, которую он будет читать, и наоборот.

И конечно самый важный момент - выбирайте детские книги, опираясь на интересы и увлечения вашего ребёнка. Тогда ребёнок гарантировано получит удовольствие от чтения.

Вопрос: Как могут родители своим положительным примером приучить ребёнка к спорту?

Привычка заниматься спортом закладывается с детства. Взрослому ребёнку будет гораздо проще заниматься спортом, если он делает это с детства. Но мало у кого получается вызвать интерес к спорту у ребёнка. 

Начните с себя. Вы главный мотиватор для своего ребёнка, и он будет брать пример именно с вас. Выберите для себя интересный и комфортный вид спорта. После того, как начнёте сами заниматься спортом – берите ребёнка с собой. Но будьте готовы к тому, что ребенку может не понравится тот вид спорта, который выбрали вы. Попробуйте предоставить ему выбор. В конечном результате он выберет то, что ему интересно. Если вы будете настаивать чём-то конкретном, то вы отобьете у ребёнка всё желание вообще заниматься каким-либо видом спорта.

Нужно создать для ребёнка спортивную обстановку. Купить спортивную форму, какие-то атрибуты для спорта (если это лето, то можно купить мяч, бадминтон, теннис, если же зима, то лыжи или коньки), можно даже установить дома шведскую стенку. Занятия спортом дома являются более эффективные и комфортные для некоторых людей. Например, подростки, которые очень стесняются своих способностей или веса, предпочитают тренироваться дома, по крайней мере, на начальном этапе. Поэтому очень важно, чтобы дома было какое-то незначительное оборудование (гантели, скакала и т.д.).

Спорт должен быть в меру. Не стоит перегружать ребёнка, иначе вы опять же таки отобьете весь интерес к этому ребёнка.

~ Рассказывайте ребёнку о пользе здорового образа жизни.

~ Составляйте с ребёнком план по достижению какой-то спортивной цели. Это может быть не что-то масштабное. Например, научиться ездить задом на коньках, научиться с разбегу закидывать мяч в кольцо и т.д. Если же ребёнок сильно увлечён каким-то спортом, то можно уже ставить более масштабные цели.

~ Обязательно хвалите своего ребёнка, подбадривайте и показывайте ему как вы им гордитесь.

В нашем Центре сложилась одна добрая традиция - приглашать родителей на спортивные мероприятия. Так недавно были проведено увлекательное спортивное мероприятие на свежем воздухе «Зимние забавы». Такие совместные спортивно-оздровительные мероприятия с участием детей и взрослых (педагогов и родителей) помогают ещё больше сблизить и сплотить семьи воспитанников. Формируют у детей положительный отклик на занятия спортом и желание активно участвовать в них. Воспитывают у детей осознанное отношение к собственному здоровью, И всё это благодаря положительному примеру педагогов и родителей.


Вопрос: С.В., можно ли сделать вывод, что секрет воспитания заключается в положительном примере родителей на своих детей?


Вывод: Безусловно. Дети очень мало слышат из того, что мы им говорим, но зато почти всегда учатся на наших примерах и нашем поведении.








ОГАОУ «Центр образования «Ступени»



Радио России ГТРК «Бира»,

передача «Ступеньки»



Выступление

Роль положительного примера родителей в воспитании детей

Ссылка на выступление: https://biratv.ru/stupenki-rol-polozhitelnogo-primera-roditelej-v-vospitanii-detej/?ysclid=lsieffpynt578453566

Подготовила:

Гоношилова С.В.







г.Биробиджан

01.02.2024 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!