Роль практических работ в подготовке ОГЭ и ЕГЭ.
Подготовила: Моисеенко Л. И.
учитель географии
МБОУ «Средняя школа № 3»
Новые требования к результатам обучения.
- ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать географические процессы и явления;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства.
Практические работы представляют собой усложняющуюся систему.
- Формирование базовых навыков наглядной практической и измерительной деятельности
- Формирование базовых навыков наглядной практической и измерительной деятельности
- Заключаются в объяснении и установлении причинно-следственных связей.
- Заключаются в объяснении и установлении причинно-следственных связей.
- Способствуют формированию умений в определении, измерении и фиксировании объектов.
- Способствуют формированию умений в определении, измерении и фиксировании объектов.
- Представляют собой работы сравнительно-аналитического характера.
- Представляют собой работы сравнительно-аналитического характера.
- Знание номенклатуры, определение, измерение и сравнение географических объектов по разным параметрам.
- Знание номенклатуры, определение, измерение и сравнение географических объектов по разным параметрам.
- Анализ экономических карт, статистических материалов и составление экономических характеристик.
- Анализ экономических карт, статистических материалов и составление экономических характеристик.
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10-11 класс
Метод практических работ в географии- деятельность направленная на применение , углубление и развитие теоретических знаний с формированием умений и навыков
Наблюдения в природе и на производстве
Работа с картой
Работа со схемами, таблицами , диаграммами
Работа со статистическими показателями
Работа с профилями
5 класс
- Составление схемы наук о природе .
- Составление описания учебного кабинета географии.
- Организация наблюдений за погодой.
- Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
- Определение с помощью компаса сторон горизонта.
- Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
- Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк.
- Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
- Организация фенологических наблюдений в природе.
6 класс
- Определение по карте географических координат различных географических объектов.
- Определение направлений и расстояний по карте.
- Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
- Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
- Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
- Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
- Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
- Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
- Описание природных зон Земли по географическим картам.
- Студенты естественно-географического факультета занимаются исследованием дельт рек, расположенных в природной зоне полупустынь и пустынь. Какой из перечисленных заповедников им следует посетить для проведения исследовательской работы?
- 1) Ростовский
- 2) Сихотэ-Алинский
- 3) Усть-Ленский
- 4) Астраханский
- Установите соответствие между рекой и цифрой, которой она обозначена на карте: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задания по топографической карте
- Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ м.
- Определите по карте азимут от родника на дом лесника. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________ град.
- Определите по карте расстояние на местности по прямой от геодезического знака до родника. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
- Определите по карте, в каком направлении от ямы находится родник.
- Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Город Арлит имеет географические координаты 18º 44′ с.ш. 7º 23′ в.д. Определите, на территории какого государства находится этот город.
7 класс
- Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
- Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
- Определение типов климата по предложенным климатограммам.
- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
- Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
- Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
- Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.
- Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
- Составление географической характеристики стран по картам атласа и другим источникам географической информации
- На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
- Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.
8 класс
- Чтение топографической карты. Построение профиля участка местности.
- Характеристика географического положения России.
- Определение местного времени для разных пунктов России.
- Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение на карте объектов, названных в честь русских первопроходцев.
- Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
- Выявление зависимости между строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.
- Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.
- Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.
В каких трёх из перечисленных регионов России ведётся добыча природного газа? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Республика Карелия
2) Астраханская область
3) Ямало-Ненецкий автономный округ
4) Мурманская область
5) Смоленская область
6) Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
- В соответствии с Законом о возврате к «зимнему» времени с 26 октября 2014 г. на территории страны установлено 11 часовых зон (см. карту). Исходным при исчислении местного времени часовых зон служит московское время – время II часовой зоны.
Самолёт вылетел из Сургута (IV часовая зона) в Ростов-на-Дону (II часовая зона) в 5 часов по местному времени Сургута. Расчётное время полёта составляет 4 часа. Сколько времени будет в Ростове-на-Дону, когда самолёт приземлится? Ответ запишите в виде числа.
- Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
- Карта погоды составлена на 25 декабря. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное потепление?
- Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатограмме.
- Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Даша: «Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки».
2) Саша: «Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур».
3) Сергей: «Чем выше расположен пункт, тем чаще в нём выпадают атмосферные осадки».
4) Юля: «Чем западнее, тем жарче в июле».
9 класс
- Описание экономико- и политико-географического положения России по типовому плану.
- Обозначение на контурной карте субъектов Федерации и административного состава федеральных округов.
- Расчёт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов.
- Расчёт параметров естественного и механического движения населения.
- Построение половозрастной пирамиды субъекта Российской Федерации.
- Выделение особенностей различных типов предприятий черной и цветной металлургии.
- Описание отрасли по плану.
- Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.
- Используя данные диаграммы, определите величину миграционного прироста населения Республики Северная Осетия – Алания в 2011 г.
- Используя данные таблицы, определите смертность населения в Ивановской области в 2007 г. в промилле. Ответ запишите в виде числа.
Демографические показатели отдельных регионов РФ в 2007 г.
- Определите, в каком из промышленных центров, обозначенных на карте буквами А и В, будет наблюдаться большее загрязнение атмосферы. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
10-11 класс
- Расчет демографических параметров и определение по ним типа страны.
- Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
- Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.
- Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов мира.
- Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
- Определение основных направлений международной торговли.
- Разработка маршрута туристической поездки.
- Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегиона».
- Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы.
- Используя данные таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран пашней. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Страна
1) Канада
Площадь пашни, млн га
Численность населения, млн человек
45,4
2) США
35
176,0
312
- Используя данные таблицы, приведённой ниже, сравните долю сельского населения в общей численности населения и долю сельского хозяйства в общем объёме экспорта Кубы и Кении. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет большую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.
Социально-экономические показатели развития Кубы и Кении
Страна
Куба
Численность населения,
Кения
11,2
Доля городского
млн человек
Объём ВВП, млрд долл.
36,9
76
населения, %
52
20
Общий объём экспорта, млрд
2,4
59
Объём сельско-хозяйственного
долл.
4,2
0,3
экспорта, млрд
2,2
долл.
Спасибо за внимание.