СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль практической работы на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль практической работы на уроках географии. 

Просмотр содержимого документа
«Роль практической работы на уроках географии»

Роль практической работы на уроках географии в развитии универсальных учебных действий обучающихся.

На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т. е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций.

Интерес к географическим знаниям необходимо прививать с первого года изучения географии, с первого знакомства с новым предметом.. Это особенно важно при преподавании географии в 6 классе, учитывая сложность материала, изучаемый в этом курсе, а также и то, что темы этого курса в дальнейшем изучении географии не повторяются.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

•выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

•находить и анализировать в разных источниках географическую информацию;

•приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.

Круг практических работ при изучении географии весьма обширен, и характер их разнообразен. Тематика практических работ обозначена мной в рабочей программе.

В школьной географии для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, я использую следующие положения:

1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Необходимо непрерывно следить за степенью освоения умения.

2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками.

3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников.

4. После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий. Учитель может продемонстрировать эти действия, может попросить обучающихся их вспомнить на основе раздаточных инструкций или планов описаний, имеющихся в приложениях учебников.

5. Задания для практических работ могут иметь следующие формы:

кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»); инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»).

6. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приёмы работы обучающиеся переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и др.), а также приборы (компасы, мини-метеостанции и т. д.), модели (глобусы) и инструменты (рулетка, нивелир и др.).

7. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, практических работ на местности.

8. В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии (ИКТ технологии, технологии смыслового чтения, проектной и исследовательской деятельности и др.).

9. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.

В современной методике обучения географии сложились различные классификации практических работ, которые часто используются мной в работе:

1.  По степени обученности учащихся: обучающие, тренировочные, итоговые

2.  По источникам знаний: работа с картой, текстом учебника, профилем местности, диаграммами, графиками, схемами, снимками, геоинформационными ресурсами, со статическими данными

3.  По уровню самостоятельности (индивидуальные, групповые, фронтальные, самостоятельные).

4.  По форме фиксации результатов: в тетради в виде схемы, таблицы, описания, плана местности, на контурной карте, в форме сообщения, электронной презентации.

5.  По содержанию: наблюдение объектов, процессов, явлений; описание, страноведческая характеристика территории; определение географического положения (ГП) объекта, расстояний, географических координат; характеристика компонента природы отрасли хозяйства; оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека; прогнозирование тенденций развития, последствий.

6.  По форме организации деятельности учащихся: индивидуальная работа дома, в классе; групповая работа в классе или на местности.

Остановлюсь на примере практических работ в начальном курсе географии, который является основополагающим в географии, так как здесь закладываются основы понимания карты и её построения.

Например, при обучении детей географии в 6 классе я использую практические задания, которые способствуют развитию познавательных УУД обучающихся. Приведу пример. Тема: «Изображение на физических картах высот и глубин»

Практическое задание

Развиваемые познавательные УУД

1.Используя физическую карту полушарий в атласе, определите абсолютную высоту:

а) вулкана Килиманджаро в Африке______________

б) горы Косцюшко в Австралии__________________

в) горы Аконкагуа в Южной Америке_____________

Общеучебные- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение.

2.Используя физическую карту полушарий в атласе, определите преобладающие глубины:

а)Средиземного моря__________________________

б) Гудзонова залива___________________________

в) Карибского моря___________________________

Общеучебные- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение.

3.Используя физическую карту полушарий в атласе, определите:

а) какие горы выше-Уральские или Тянь-Шань______________________

б) какой полуостров выше над уровнем моря Аравийский или Индокитай____________________

в) как изменяется высота территории Северной Америки в направлении с востока на запад

____________________________________________


Общеучебные- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение.

Логические- выбор критериев для сравнения, анализ объектов в целях выделения признаков.


4.Используя физическую карту полушарий в атласе, определите абсолютную высоту или глубину точек с координатами:

а) 55° с.ш., 60° в.д. _____________________________

б) 35° с.ш., 90° в.д._____________________________

в) 5° ю.ш., 65° 3.д. _____________________________

г) 5° с.ш., 105° в.д. _____________________________

д) 48° с.ш., 48° в.д.


Общеучебные- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение.

Логические- анализ объектов в целях выделения признаков.



Практикумы, которые предложены в учебнике географии 6 класса также способствуют формированию и развитию УУД обучающихся.

При описании географических объектов использую планы Приложения учебника (План описания географического положения гор (равнин), План описания географического положения моря, План описания географического положения реки, озера (водохранилища). План помогает структурировать свой ответ. В учебнике географии 6 класса также имеются Памятки («Как выделить существенные признаки объектов, явлений», «Как сравнивать объекты, явления», «Как различать причину и следствие», «Что нужно сделать, прежде чем начать читать топографический план», «Что нужно сделать, прежде чем начать читать географическую карту», «Как показывать на карте географические объекты»), которые я применяю на уроках географии. Обучить детей навыкам работы с географической картой, планом местности- это залог успешности обучающегося при познании географической науки и сдачи ОГЭ по географии в 9 классе, так как на экзамене дети используют географические атласы.

Весь курс школьной географии сопровождается выполнением практических работ в контурных картах. Выполняя задания в контурных картах, мои учащиеся научились анализировать географическую карту, а также текст учебника. Так как предлагаю учащимся и такие задания: «На контурной карте полушарий подпишите все океаны, моря, заливы, проливы, острова и архипелаги, указанные в тексте параграфа».

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. д.

Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более, что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и высокомотивированным к обучению учащимся, и обучающимся с проблемами в обучении.

В результате выполнения практических работ у обучающихся формируются:

- навыки работы с несколькими источниками знаний: текстом учебника, экономическими, физическими, контурными картами, схемами, таблицами, статистическими материалами.

-умения анализировать собранный материал, отбирать главное, делать выводы, создавать свои творческие работы.

-знания по основным темам географии углубляются и закрепляются, в результате сокращается разрыв между теорией и практикой.

Они способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять предметы, ориентироваться на местности по Солнцу и местным признакам, обобщать проведенные наблюдения).

Практические работы корригируют интеллектуальную недостаточность, помогают обучающимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное, то есть способствуют формированию УУД обучающихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!