СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль права в жизни общества" Обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может применяться не только на уроках, но и на внеурочных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«"Роль права в жизни общества" Обществознание»

Поурочный план по обществознанию

Дата: 20.11.18. Класс: 9 № урока: 11


Тема: РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


Цели урока:

образовательные: формировать понимание того, что такое право; расширить историческое представление о роли права в жизни человека, общества и государства.

развивающие: совершенствовать работу с данными понятиями для полного запоминания и восприятия.

воспитательные: воспитывать у школьников уважительное отношение к праву и уметь защитить свои права в государственных органах.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «право»; раскрыть основные функции права в жизни человека, общества и государства, сформировать умения анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам по ФкГОС:

  • Научиться локализовать во времени обществоведческие события; использовать обществоведческие тексты как источник информации о территории России и других государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира.

  • Анализировать информацию их обществоведческих источников, представлять в различных формах описания, рассказа.

  • Знать, понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми.

Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: учебник «Обществознание» 9 кл. Под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: 2014. Просвещение, 208 стр.


Основные понятия: право, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институт права.

Оформление доски:

В словарь: право, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институт права.

Домашнее задание: § 8, вопросы 1,2 «в классе и дома»,

*написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага»

Ход урока:

  1. Организационный этап.

- приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности классного помещения;

- организация внимания обучающихся

  1. Постановка цели и задач урока. Выход на тему урока.

  2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

В чем состоит связь политики и власти? Какую роль играет политика в жизни общества?

Соотнесите понятия «политический режим», «форма правления» и «форма государственно-территориального устройства» Существует ли между ними непосредственная связь?

Почему праву необходима сила государства, а государственной власти необходима справедливость права?

Назовите признаки правового государства.

Охарактеризуйте сущность правового государства?

Что такое гражданское общество назовите его основные проявления.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Понятие «право». Множество определений «право».

Право соединяет в себе несколько смысловых значений.

  1. Править, управлять, регулировать.

  2. Справедливость, правда

  3. Естественное право

  4. Социальный регулятор

Право – совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Работа с документом. Стр. 68. …из записей Е.Н. Трубецкого

Вопросы к документу:

В чем Е.Н. Трубецкой видит сущность права?

Почему он против «Безграничной свободы?»

Что всегда служит границей внешней свободы отдельного лица?

Функции права:

  • Регулятивная

  • Охранительная

  • Воспитательная

Норма права. Закон.

Норма права – идеальная юридическая модель (программа) поведения людей

в определенной ситуации.

Признаки правовых норм:

  • Исходят от государства и поддерживаются его принудительной силой

  • Имеют общеобязательный характер

  • Действуют постоянно, исполняются многократно

  • Формальное выражение

Учащиеся самостоятельно, пользуясь уже известными им знаниями заполняют таблицу вопросов, тем самым сравнивая моральные и правовые нормы.



Критерий сравнения

Моральная норма

Правовая норма

Что регулируют?



Кем установлены?



Форма?



Кем контролируется их выполнение?



Что бывает за их нарушение?



Правовые нормы отражены в нормативно-правовых актах (законах и подзаконных актах). НПА состоят в строго иерархическом подчинении таким образом:


Система законодательства. Отрасли права.

Учитель объясняет понятия СИСТЕМА ПРАВА и ОТРАСЛЬ ПРАВА Затем учащиеся самостоятельно заполняют кластер, пользуясь учебником на стр. 71. После завершения этой работы учитель

дополняет кластер и знакомит учеников с другими отраслями права.

  1. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют самостоятельно тест по теме: «роль права» (приложение №1), затем с учителем разбирают каждое задание и осуществляют взаимопроверку.

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

§ 8, вопросы 1,2 «в классе и дома»,

*написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага»

  1. Рефлексия.

Домашнее задание: _______________________________________________________











































Приложение №1

1. Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

2) обеспечивается силой общественного мнения

3) фиксирует решение суда по конкретному делу

4) отражает представление общества о справедливости

2. Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства

2) опирается на представления о добре и зле

3) регулирует общественные отношения

4) опирается на общественное мнение

3. Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается

1) силой государственного принуждения

2) мнением юристов

3) силой общественного мнения

4) привычками и традициями общества

4. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

1) гражданское право

2) трудовое право

3) семейное право

4) административное право

5. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

6. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

8. Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется

1) правовым обычаем

2) нормативно-правовым актом

3) правовым прецедентом

4) естественным правом

9. Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным собранием РФ?

1) закон

2) распоряжение

3) указ

4) приказ

10. К какой из представленных ситуаций применима правовая норма?

1) Гражданин С. добровольно отказался от бесплатной путёвки в санаторий.

2) Гражданин С. вошёл в храм, не сняв головного убора.

3) Гражданин С. проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора.

4) Будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом.

11. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом законов Российской Федерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) принимаются государством

2) регулируют жизнь общества

3) опираются на представления о добре и зле

4) устанавливают правила поведения

Черты сходства

Черты различия








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!