Н. Н. Яушкина, кандидат исторических наук,
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ МОРДВЫ
Одним из определяющих факторов развития этнорелигиозной ситуации среди мордвы на современном этапе является возрождение православия. Православная культура стала важным фактором формирования духовно-нравственных ценностей. Этому способствовало изменение отношения к вере и церкви со стороны органов государственной власти, что позитивно сказывается на единении нации и укреплении общероссийской идентичности [2, с. 94]. Результатом данного процесса являются перемены в ежедневной и праздничной жизни, центром мероприятий становится храм, в повседневную жизнь прочно вошла религиозная обрядность.
Православие в Республике Мордовия, по данным Управления Министерства юстиции РФ по РМ, на начало 2014 г. было представлено 382 организациями, из них примерно 129 в мордовских селах.
Место и роль религиозного фактора в современной жизни мордвы мы рассматриваем на основе данных социологических исследований, проведенного Научным центром социально-экономического мониторинга Республики Мордовия в апреле 2008 г. в рамках проекта «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», а также наших полевых исследований в рамках ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг. по теме «Роль православия в истории и культуре мордвы: проблемы межкультурного и межконфессионального диалога». Нами была разработана анкета, включающая вопросы об уровне и характере религиозного сознания, отношении к вере и религиозном поведении, проявляющемся в религиозной практике, а также по ряду других проблем.
Религиозный фактор в современной жизни мордвы представляет собой сложное явление, состоящее из разных компонентов. Это прежде всего структурные элементы церковной организации, системы норм и правил, предписывающих определенные поведенческие стереотипы верующих и клира, а также религиозные идеологий. Согласно социологическим данным за 2008 г., верующие среди мордвы составили 87,9 %, причем 95 % из них идентифицировали себя с православием, для сравнения, среди русских таковых оказалось 90,1 %. 0,3 % мордвы и русских идентифицировали себя с исламом, в тоже время 10,6 % татар – с православием [1, с. 54]. По данным анкетирования 2013 г., число верующих среди мордвы составило 94,8 %, в том числе 99 % считают себя православными, данный показатель составил 98 % у женщин и 90 % у мужчин. Рост уровня религиозности и идентификация с православием вызваны усилением роли конфессионального фактора в современной жизни и активизацией деятельности Русской православной церкви как в целом стране, так и в Республике Мордовия.
Важным показателем в определении значимости православия в современной жизни мордвы является фактор признания бытия Бога. Согласно данным анкет, бытие Бога признают 70 % респондентов, при этом данный показатель среди женщин составил 74 %, среди мужчин – 66 %. Свой ответ они комментировали тем, что только Богу дано управлять жизнью человека. По мнению респондентов, за праведную жизнь Бог дарует счастье и здоровье, а за проступки карает. Многие природные катаклизмы объясняются нарушением религиозных заповедей и отсутствием веры. В годы засухи или неурожая сельчане говорят: «Согрешили мы, прогневали Господа своими грехами» [3].
О приверженности православной веры можно судить по уровню знаний христианских догматов (основных православных молитв и заповедей). В полном объеме их знают 10 % верующих, 35 – на необходимом уровне, 30 – знают плохо, 25 % – только самые необходимые молитвы.
Одним из признаков участия в религиозной жизни является посещение богослужений. Подавляющее большинство респондентов богослужение посещают редко, в основном по большим праздникам и в тяжелые моменты жизни, лишь 15 % совершают это регулярно.
Одним из проявлений православной веры является соблюдение поста. Так, 20 % респондентов соблюдают все посты (Великий, Петров, Успенский и Рождественский), 55 – только Великий пост, 15 – воздерживаются от скромной пищи в первую и последнюю недели Великого поста, 10 % – вообще не постятся.
Об уровне религиозности можно судить по отношению к православным и престольным праздникам. Все респонденты празднуют Рождество, Крещение, Пасху, Троицу и Покров; 62 % – посещают церковь на основные праздники, 32 % – принимают участие в крестном ходе, Всенощной и Пасхальной утрени; фактически в каждом доме имеется церковной календарь; 45,7 % положительно оценивают роль православных праздников; 70 % считают, что такие праздники укрепляют семейно-родственные связи; 65 % отметили их значимость в утверждении позитивных этических норм человеческого общежития.
Таким образом, собранные нами материалы показали зависимость религиозного сознания от наличия в селе церкви и статуса священнослужителя. Мы изучили уровень религиозности в селах, где функционирует церковь, и там, где она отсутствует.
Литература
Богатова, О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме / О. А. Богатова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. – 340 с.
Минеева, Е. К. Антиклерикальная политика Республики Советов: особенности и последствия / Е. К. Минеева // Вестник Чувашского университета. – 2011. – № 1. – С. 89 – 94.
ПМА: с. Колопино, Краснослободский район, записи 2012 г.