СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне.»

МКОУ «Рябинковская основная школа», Кудрявцева Оксана Юрьевна

Муниципальный этап XXXIII Международных

Рождественских образовательных чтений "80-летие

Великой Победы: память и духовный опыт поколений»

на территории муниципального образования «Новодугинский

район» Смоленской области в 2024 году.

Докладчик: учитель истории и обществознания

Кудрявцева Оксана Юрьевна.



Роль Православной Церкви в победе в Великой Отечественной войне.

В 2025 вся наша страна празднует 80-летие Победы народа над немецким фашизмом в Великой Отечественной войне. Время идёт неумолимо вперёд, но мы свято храним память о мужестве, стойкости и героизме всех тех, кто защищал Родину ценой собственной крови, ковал победу в тылу, сплачивал весь наш народ в едином патриотическом порыве.

Свой вклад в приближение общей Победы привнесла и наша русская Православная церковь.

С двадцатых годов прошлого столетия церковь подверглась гонениям со стороны властей и была отделена от государства до самой Великой Отечественной войны. После того как весь наш народ принял на себя тяжелейшее испытание в борьбе с распространявшимся немецким фашизмом, Церковь не могла остаться в стороне и оставить своих людей без духовной поддержки и окормления. В том небольшом количестве храмов, которые еще оставались действующими, произошло духовное единение всего православного народа, в едином порыве поднявшегося на защиту своего Отечества. Период оккупации в истории Смоленской Церкви имел особое значение. В условиях относительной религиозной свободы русский народ продемонстрировал готовность обратиться к вере открыто. Во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками нашего края, германские власти лояльно отнеслись к тому, чтобы священники вернулись в храм и стали открыто проповедовать и проводить религиозную службу. Политика нацистов была направлена против всех славянских народов, которых германцы считали низшей расой и рассматривались как будущие рабы. Этим самым немцы рассматривали саму церковь в качестве «средств, обеспечивающих повиновение славянского населения». [1]



1. Поспеловская Д.В. Русская православная церковь в XX веке.– М., 1995.– С.204

Нацисты хотели применить в России свой европейский опыт использования религии в своих целях. Разрешая открывать церковные приходы, используя свои методы и практики религиозной борьбы, они надеялись внести раскол в наше общество, но варварское истребление нашего народа фашистами лишь сблизило в этот трудный час правительство страны и верующих людей. Церковь не стала преемником палачей и извергов, она несла в себе укрепление людям, сплочение и укрепление их в духовном и патриотическом порыве. Крещёные православные люди воспряли духом под руководством своих духовных наставников, и наша Вера самым чудотворным образом укрепляла весь народ в тяжелейшем испытании войной. Великая Отечественная война стала искуплением за отказ от Церкви за прошедший двадцатилетний период.

Служение Православной Церкви на Смоленщине в период оккупации не ограничилось служением в храме, напротив, оно выходило далеко за его пределы. Важную роль сыграл просветительский кружок, организованный при Свято-Успенском кафедральном соборе. Третьего января 1943 года в храме профессор Колесников А. Н. провёл беседу о Рождестве Господа Иисуса Христа, а 7 января произнёс проповедь на эту же тему. Было организовано небольшое радиовещание религиозных передач, затем стали выпускаться календари, кое-где открывались школы по изучению православия и подготовке церковнослужителей, клириков. Готовились передвижные библиотеки, и всё это вносило определённый смысл в жизнь и борьбу людей за свободу и мир, всё это говорило людям о том, что страна, хоть и очень трудно, но живёт и борется. Немного позже был создан специальный женский комитет во главе с писательницей Е.В.Домбровской. Комитет выполнял широкую гуманную миссию. Через него жители собирали и передавали финансовые средства и холст на детские приюты и другим пострадавшим от войны. По мере возможности духовенство собирало обувь и одежду для наших военнопленных, а настоятель Вознесенского храма в г. Рославле организовал свор продовольствия в концентрационный лагерь №130 для военнопленных и мирных жителей. Это многих помогло спасти. Миссионерская и благотворительная миссия священства сделали своё дело. (См. Приложение1: презентация) Немцы обеспокоились тем, что церковное возрождение вело к укреплению национального духа. Они издевались над священниками, расстреливали их, грабили церкви. Священник церкви села Ярлыко Смоленской области Василий Лоскутов не покинул свою церковь при отступлении фашистов, а провёл в ней службу о даровании победы православному воинству и полководцу Иосифу. Фашисты хотели расстрелять священника, но его спасли партизаны. Двадцать пятого сентября 1943 года город Смоленск был освобождён от фашистских захватчиков, а уже 5 октября из оккупации вышла вся Смоленщина. Некоторые из священнослужителей вынуждены были покинуть Смоленскую епархию, боясь репрессий со стороны властей.

По окончании Великой Отечественной войны отношения церкви и власти стали меняться в лучшую сторону. Была назначена дата проведения первого Собора Русской Православной Церкви для выбора патриарха, а также был избран Священный Синод. Русская Церковь и её служители заверили, что они приумножат свои труды, участвуя «в общенародном подвиге за спасение Родины».[1] Постановлением Совета народных комиссаров от 28 ноября 1943 года было утверждено предложение о порядке открытия церквей. Церкви предстояло ещё очень многое сделать для духовной жизни людей и укрепления Православной Веры.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов русская Православная Церковь вела борьбу с фашизмом вместе со всем народом. Её гуманитарная и миссионерская миссия внесла огромный вклад в укрепление национального духа и сплочение православных людей всей нашей страны.

Тяжелейший период испытания для нашей Церкви и нашей страны в Великой Отечественной войне, унёсший миллионы жизней, подходил к концу. Впереди было новое время, новая эпоха.

















1.ЖМП, 1943. №1.С.7-8.

Литература



1. Амельченков В.Л. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. – Смоленск, 2006.

2. Поспеловская Д.В. Русская православная церковь в 20 веке.– М., 1995.– С.204.

3. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь.- М., 2002.

4. ЖМП, 1943. №1.С.7-8.



2

Рождественские образовательные чтения, 2024