СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль причастия и деепричастия в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные цели урока:

  • формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;
  •  организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;
  •  тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

             воспитывать чувство любви к родине ;

             воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

              писи.                                                              

Задачи урока:

  • уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

Просмотр содержимого документа
«Роль причастия и деепричастия в тексте»














Урок по теме

«Роль причастия и деепричастия в тексте»















Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 13

Флягина Т.В.





Учебные цели урока:

  • формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия и деепричастия;

  • организовать наблюдение за использованием глагольных форм в текстах различных стилей;

  • тренировать учащихся в проведении морфологического разбора.

Воспитательные цели:

воспитывать чувство любви к родине ;

воспитывать эстетический вкус у детей на примете известных произведений живо-

писи.

Задачи урока:

  • уметь определять и составлять синтаксические конструкции с использованием деепричастий как в устной, так и в письменной речи;

  • развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • слайды;

  • дидактический материал;

  • репродукции картин В.Д.Поленова


1.Вступительное слово.

Сегодня мы поговорим об изобразительно-выразительных возможностях глагольных форм в текстах различных стилей.

В качестве материала для наших исследований я подобрала тексты о родной при­роде и картины русских художников, изображающих её красоту и самобытность.

Гоголь сказал: «Человек идет рядом с природой, с временами года, он соучастник и собеседник всего, что совершается в творении».

Как вы понимаете эту фразу? (Человек и природа неразрывны. Природа радует глаз человека, дает ему пищу, вдохновляет на творчество. А человек восхищается природой, воспевает ее).

Красоту родной природы можно нарисовать не только красками, но и словами, синтак­сическими средствами. Этим мы сегодня и займемся.

Перед вами картина В.Д.Поленова «Золотая осень».

1) С какими картинами этого художника вы уже знакомы? «Московский дворик»


Вот ещё одна не менее известная его картина «Заросший пруд».


2. Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было составить несколько предложений с использованием причастий и деепричастий. Завтра нам с вами предстоит писать сочинение по этой картине, а сегодня мы послушаем рабочие материалы, подготовленные вами.

Ученики, читают, называя причастные и деепричастные обороты.

2)Какой тип речи используется в этих предложениях? Описание.

3)Какую роль играют причастия в предложениях? Они делают описание ярким, динамичным, выразительно описывают состояние природы.

3. Отредактировать текст

У вас на столах лежат отпечатанные тексты, в которых нужно заменить предложения
с однородными сказуемыми и сложноподчиненные предложения предложениями с при-
частными и деепричастными оборотами, а также сделать орфографический анализ текста.

Помните, каким шумным был лес весной и летом ?

Теперь он стоит перед нами, застыл в какой-то таинственной тиши, (застыв, д/о)
Кругом чернеют берёзы, которые лишились листвы. (лишившиеся, п/о)
Шустрые синицы возят(ь)ся в сучьях и тихо попискивают .(попискивая, д/о)
От деревьев, которые освещены косыми холодными лучами, ложатся длинные тени на
снегу. (освещенные, п/о)

Но даже в этой т.. .шине и холодности есть своя прелесть!

4) Какие изменения внесли в предложения причастия и деепричастия? Деепричаст­ный оборот характеризует основное действие, дорисовывая его.

Предложения с причастными оборотами стали образнее, красивее, чем сложноподчинен­ные предложения, выразительно и точно описывают состояние природы.

5) К какому стилю речи относится этот фрагмент текста? (художественный)

Синтаксический разбор предложения (4 предложение)


Морфологический разбор слова «освещенных»

Взаимопроверка разборов.

4. Наблюдение за научным текстом.

А теперь прочитаем еще один текст.

Деепричастие - это особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основ­ном действии, выраженном глаголом.

В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие не изменяется.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

В предложении деепричастие является определением.

  1. Нет ли у меня ошибок в формулировке правила?

  2. Определите стиль речи этого текста. (научный)

  3. Назовите особенности. (точность, безобразность, наличие научных терминов).

  4. Какую роль играют здесь причастия? Они сжимают информацию, которая в сл/подч. предложении излагается не так лаконично.

5. Наблюдение за употреблением фразеологизмов в разговорной речи.


10) Как называются сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь
слово, не изменяя значения этих сочетаний?

Не разгибая спины; повесив нос;

положа руку на сердце; засучив рукава;

сломя голову; скрепя сердце;

сложа руки; затаив дыхание;

11)Для какого стиля речи характерно их употребление?(для разговорной, большая часть фразеологизмов имеет яркую, эмоционально-экспрессивную окраску, некоторые шутливую, ироничную)

Хочу напомнить, что никогда не обособляются фразеологические обороты, включающие деепричастия.

Составить предложения с двумя фразеологизмами.




Все засучив рукава принялись за дело.

На тренировку она мчалась сломя голову.

Эту редкую книгу мой друг отдавал мне скрепя сердце.

6.Работа с учебником. Выполнение упр. 691.

12) С помощью каких языковых средств художник создает картину русской зимы? Дееприч. Они создают движение, показывают смету картин деревенской жизни.

7.Проверка индивидуального задания.

Некоторые ребята получили индивидуальное задание: они доказывали, что вне предложе­ния и словосочетания нельзя установить, какими частями речи являются слова сев, устав, пошив.

Сев в такси, девушка нервно посмотрела на часы.

Сев озимых хлебов в этом году начался гораздо позже обычного .

Устав от повседневных забот, мама прилегла отдохнуть.

Устав воинской службы - закон для военнослужащих.

Пошив себе новые сапоги, чиновник гордо шёл по улице в обновке. Пошив и ремонт верхней одежды - очень трудоёмкая работа.

Это слова, совпадающие по звучанию в отдельных формах.

8.Выводы.

Сегодня мы наблюдали за использованием глагольных форм в различных стилях речи.

Какие выводы о роли причастия и деепричастия в тексте мы можем сделать?

  1. Причастия делают описание ярким, делают речь живой и образной художественном стиле).

  2. Причастия дают точную, лаконичную характеристику предмету, сжимают информацию (в научном стиле).

  3. Деепричастия дорисовывают основное действие, выраженное глаголом, придают на­строение ему (в художественном и публицистическом стиле).

  4. Деепричастные обороты в составе фразеологизмов придают яркую, эмоционально-экспрессивную окраску предложениям (в разговорном стиле иногда шутливую, ироничную)


А теперь оцените свою работу на уроке, выбрав одно из утверждений, помещённых на об­ратной стороне листочка с текстом.

9.Домашнее задание. Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Заросший
пруд». Составить план ,по которому вы будете писать сочинение.




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!