I. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин. | - Откройте тетради. С чего мы начинаем работу в тетрадях? (С оценки письменной работы) - Как мы это выполняем? (Если согласен с отметкой учителя - рисуем зеленый кружок, не согласен-красный). - Кто хочет высказаться. (Я нарисовал зеленый, т.к. … Я нарисовал красный, т.к. …)- Прочитайте с экрана французскую поговорку: Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. – Готовы ли вы пополнить свои знания на уроке русского языка? СЛАЙД 1. | |
ΙI. Актуализация знаний.
4 мин.
| -Какая часть речи о себе так говорит? СЛАЙД 2. Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить. (Это слова имени прилагательного) - Какова роль имени прилагательного в речи? (Служит для описания предметов; украшает нашу речь, придает ей точность и выразительность). В русском народе говорят: Верёвка хороша длинная, а речь короткая. СЛАЙД 3. – Запишите в тетрадь. Как вы её понимаете? (….) – Назовите имена прилагательные в поговорке. (Длинная - короткая) – Какие это слова по значению? (Противоположные.) Как они называются? (Антонимы.) - Какую мысль хочет донести автор до читателей? (Говорить нужно кратко, точно выражая свои мысли) – С какой целью автор использует эти имена прилагательные?(…) - Хотите узнать? (…) |
|
IV. Развитие умений. 20 мин. | 1. Работа по учебнику: а) c.36 упр. 203 – развивается умение находить антонимы-прилагательные в тексте и выявлять их комический эффект. 1) – Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака «Мельник, мальчик и осел». (Читают вслух) - Почему вы улыбнулись? (Было смешно) - С помощью чего достигается автором комический эффект? Действуем по плану. 2) Работа в паре по плану. Выписывают имена прилагательные - антонимы. Маленький (молодой) - старый. Старый - молодой. – Употребление какого существительного в переносном значении помогает понять основную мысль этого стихотворения? б) Упр. 204 – выявляется приём создания комического в стихотворении. (Автор использует прилагательные-антонимы ужасный – прекрасный для создания комического эффекта). П Приём противопоставления образов, картин называется антитезой*. 2. - Прием антитезы мы встречаем и в произведениях устного народного творчества. а) - С помощью антитезы народные сказители показывают контраст. рубашка беленькая - а душа черненькая - Что противопоставляется в этой поговорке? (внешний и внутренний облик человека) язык медовый - а сердце ледяное - Что противопоставляется? (противопоставление содержание высказывания настоящим мыслям человека) б) Работа на SMART-доске: СЛАЙД 4. - Составьте пословицы. Найдите в них прилагательные антонимы. смелый там найдет, а смелый штыком, где робкий потеряет, трусливый славит себя языком, хорошая слава в лукошке лежит, чем богатая глупость, а плохая по дорожке бежит, лучше бедная мудрость (Смелый там найдет, где робкий потеряет. Трусливый славит себя языком, а смелый штыком. Хорошая слава в лукошке лежит, а плохая по дорожке бежит. Лучше бедная мудрость, чем богатая глупость.) - Назовите прилагательные-антонимы. - Какие еще антонимы встретились? (Антонимы - существительные мудрость и глупость) - Какая особенность есть у антонимов? (Они являются одной частью речи) - И в устном народном творчестве, и в художественных произведениях писатели создают контрастные образы и формируют представления читателей о красоте - уродстве, о смешном и грустном, о добре и зле. Это даже порой отражается в названиях художественных произведений. Так К.Симонов написал произведение «Живые и мертвые» А.П.Чехов «Толстый и тонкий», Л.Н.Толстой «Война и мир» и др. (выставка книг). СЛАЙД 5. 3. Самостоятельная работа с коллективной проверкой со SMART –доски. СЛАЙД 6, 7. – Запишите высказывания писателей, вставив подходящее слово. «Спят и богатые, и ( ... ), и мудрые, и ( ... ), и добрые, и ( .... ).» А.П.Чехов. «Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добрым, чем ( ... ), умным, чем ( ... )». Л.Н.Толстой. - Прочитайте предложения. Какова роль антонимов в данных предложениях? (подчеркивают контраст) - Оцените свою работу. (Если вставили все слова правильно, ставим +, если неправильно ?) - Кто не ошибся? (…) - У кого есть ошибки? (…) – В чем? 4. Включение в систему знаний: Упр. 205 – развивается умение подбирать прилагательные-антонимы к словам. Выполняется в группе, используется «Словарь антонимов» Л.А.Введенской. 1) записать слова в тетрадь, дописать прилагательные-антонимы: 1 группа – 1 столбик (Честный - нечестный, подлый. Узкий – широкий. Близкий – далекий, дальний). 2 группа -2 столбик (Прекрасный - некрасивый, дурной, отвратительный, уродливый. Устный-письменный. Прелестный - уродливый). |
Умение работать в паре, группе (К). Выявлять сущность, особенности объектов (П).
|
V. Рефлексия деятельности. 2 мин. | - Преобразуйте тему урока в вопрос. (Для чего антонимы используются в речи?) – Ответьте на этот вопрос. (Употребление антонимов делает речь более выразительной, усиливает эмоциональность речи, столкновение антонимов создаёт комический эффект) - Оцените свою работу на уроке в ТАБЛИЦЕ: Утверждения | Поставь знак «+» или «?» | 1) Тема урока мне понятна. | | 2) Я достиг (- ла) цели урока. | | 3) Я умею находить прилагательные-антонимы в тексте. | | 4) Я могу определить, какую роль играют прилагательные-антонимы в речи. | | 4) Мне необходимо поработать над… (перечисли темы для доработки) | |
|
|