Роль пришкольного участка в духовно-нравственном воспитании школьников
В условиях становления новой системы образования идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные, культурно-исторические традиции образования и воспитания.
Одна из основных задач образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» – это формирование духовно-нравственной личности.
Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство страны.
Главная цель духовно-нравственного воспитания в школе – это развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно-здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы вооружить обучающихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у них духовно-нравственные качества. Нравственность – это не врожденное качество, и первична здесь не природа, а воспитание, чтобы те нравственные начала, которые были заложены в самом детстве, укреплялись и развивались впоследствии.
Курс биологии даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, красоты окружающей природы, важности её охраны, преумножения её богатств.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту природы, но красота природы не всегда бывает приметна, её надо уметь разглядеть. Научить детей удивляться природе, отзываться на её красоту, описывать увиденное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция биологии с такими предметами как музыка, литература, технология и т.д.
Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой обучающиеся овладевают умениями и навыками правильного поведения в природе, оценивают состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – двора, улицы; вносят свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по благоустройству и озеленению школьного двора и пришкольного участка.
«Школа – наш дом» – эта известная фраза для многих детей стала буквальной, т.к. здесь они проводят много времени. Поэтому, как будет выглядеть школьный двор волнует всех, особенно педагогический коллектив школы.
Создать благоприятную атмосферу для обучающихся – чрезвычайно благородная задача. Школьный двор для обучающихся должен стать миром, где каждый чувствовал бы себя комфортно, имел широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, способствовал обретению опыта жизненного созидательного успеха. Объединив усилия учителей, обучающихся, администрации, возможно спонсоров, можно украсить территорию школы, превратить её в зону отдыха детей. Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств обучающихся.
Озеленение и благоустройство участка – процесс созидательный, требующий не только материальных, но и значительных умственных затрат.
Цель благоустройства и озеленения: создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы; активизация внимания учащихся к экологическому состоянию ближайшего окружения; улучшение экологической обстановки на прилегающей к школе территории за счет зеленых насаждений и цветов с целью воспитания трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе, развития творческих способностей обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и реализации принципа практико-ориентированного обучения.
Созданный по законам красоты, гармоничный школьный двор превращается в объект творчества. Кроме того, озеленение и благоустройство решают проблему индивидуальности, что немаловажно при создании оригинальной концепции, когда школьный двор, прилегающая территория, насаждения и постройки – гармоничное единое целое.
Очень полезны уроки на открытом воздухе. Зелёные растения благотворно действуют на эмоциональную сферу человека, имеют большую эстетическую и рекреационную ценность. Важно научить ребенка наблюдать и замечать природу в малейших деталях. Как тащит палочку муравей, как пчела садится на цветок, какие птицы живут в школьном сквере т.д.
Хорошо, когда дети могут посадить деревья или цветы и ухаживать за ними. В летнее время обучающиеся 5-8 и 10 классов школы работают на пришкольном опытном участке: формируют грядки, проводят обрезку кустарников, высаживают рассаду цветочных, семена овощных культур, ухаживают за культурами, проводят опытническую работу, ведут дневники наблюдений за растениями и т.д.
Такая работа играет большую роль в нравственном воспитании учащихся, с малых лет у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на Земле, воспитывается бережное отношение к растениям, для учащихся предоставляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии. Красивый, ухоженный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю.
Данная работа не заканчивается осенним периодом – временем сбора урожая. Поздней осенью и зимой начинается подготовка к новому сезону: высушиваются и убираются на хранение семена цветочных культур, в подвал закладываются клубни-корни георгинов разных сортов, готовится почва под весеннюю рассаду.
С февраля месяца ребята выбирают темы будущих опытов, разрабатывается план работы на пришкольном участке. В апреле месяце проходят экологические субботники, где обучающиеся и педагоги убирают пришкольную территорию от мусора.
Духовно-нравственное воспитание детей необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Пришкольный участок содержит большие возможности для этого через формирование экологических знаний и экологической культуры обучающихся. Школьный двор может стать экологической лабораторией для школьников.
Формы практической работы на пришкольном участке:
1. Постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей, адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие, с различной густотой посадки той или иной культуры и т.д.
2. Устройство искусственного гнездовья для птиц, что дает возможность проследить в жизни птиц формы групповой организации, пищевые цепи в саду и т.д.
3. Демонстрация многих экологических аспектов: вертикальную и горизонтальную, видовую и экологическую структуры, сообщества, взаимовлияние организмов друг на друга.
4. Создание искусственных моделей экосистем.
5. Сравнение биоценозов наземных и водных растений, что позволит отметить общие закономерности процессов их формирования, смен.
6. Изучение агроценозов при использовании полевого и овощного севооборотов.
7. Рассматривание фитоценозов позволит найти массу примеров растений разных жизненных форм.
8. Организация экологических экскурсий: тематические, обзорные, по экологической тропе.
9. Экологическое оформление пришкольных участков, озеленение.
В общем, таких форм практической работы можно реализовать много и разнообразных.
Итак, неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями. Надеемся, что образовательное пространство и уклад школьной жизни способствуют формированию нравственных норм, правил, потребности и умения их выполнять, переживать нравственные чувства.
Хочется верить, что наши школы посеют в душах детей доброту, человечность, сострадание, чуткость, доброжелательность, совесть и любовь, станут для детей школами «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
В заключение хочу привести слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского «…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка школы.