СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль проектной работы в формировании навыков soft skills.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль проектной работы в формировании навыков soft skills.»

Методический комплекс МАОУ СОШ №47 по теме:

«Учебно-исследовательская деятельность школьников»

НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ - О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Роль проектной работы в формировании навыков soft skills.


В современном мире, чтобы быть успешным педагогом, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками». Сегодня чаще всего используется англоязычный термин «Soft skills». Поэтому первой задачей является – разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – как, где их можно развить.

Определение «Soft skills» звучит так: это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью.

Актуальность исследования "мягких навыков" обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития, характеризующегося динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на способности молодого специалиста. Другими словами, именно эти навыки являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога. Это означает, что личная эффективность уже не бонус или опция, а абсолютный must have для специалиста, претендующего на успешную реализацию в профессии. Об этом же говорится и в Профессиональном стандарте.

Основные навыки soft skills: умение работать в команде; умение принимать решения и решать проблемы; способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации; умение искать и обрабатывать информацию; умение убеждать и находить компромисс; способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение; способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения; умение управлять собой. Это лишь малая часть тех навыков, которые относятся к данному понятию. Если педагог сумеет развить данные навыки в себе, то он сможет справиться со своими профессиональными целями и задачами.

Из главных задач педагога на сегодняшний день: развивать умения, понимать и чувствовать детей, ставить им задачи, которые соответствуют их способностям и характеру; развивать лидерские качества у учеников, воодушевить их и повести за собой. Для достижения данных задач педагог должен быть, в первую очередь, эмоционально стабилен и позитивен, должен уметь управлять своими эмоциями, стрессом, собственным развитием. С этим помогут справиться тайм-менеджмент, различная рефлексия, использование обратной связи от учеников и коллег. Поддержка и внимание учителей и одноклассников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. 

Для того, чтобы развить навык ораторского искусства нужно больше общаться с конкретной целью, например, провести переговоры с руководителем или учениками, вступить в клуб дебатов, устроить дискуссии и деловые игры с учениками или коллегами.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна. Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативностьКреативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания - это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы педагога или наставника. Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт - умение. Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий.

Общие правила развития soft skills: берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы; хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills; спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе; музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям; логическое мышление развивается во время игры в шахматы.

Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектной деятельности учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!