•В настоящее время процесс обучения связывают с деятельностным подходом к освоению новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность. Главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата. •Данные технологии позволяют индивидуально развивать личность, навыки самостоятельного движения в информационных полях, формировать у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Просмотр содержимого документа
«Роль проектно – проблемного метода в формировании творческого мышления ученика»
Работа по созданию проекта проходит в 2 этапа
- I . Предварительный этап.
- - Анализ учебного программного материала (отбор тем для проектного метода обучения учителем (1, 2 классы), самостоятельный выбор тем (3, 4 классы).
- - Формирование групп учащихся для работы над проектом (1, 2 классы – группы формирует учитель, 3, 4 классы – по желанию учащихся).
- - Сбор материала (информации) по заданию учителя (1, 2 классы), 3, 4 классы – самостоятельно (использование Интернета, вырезок из печатных изданий, открыток, картинок, наклеек и т. д.).
- II . Погружение в проектную деятельность.
- - Постановка проблемной ситуации на уроке в виде вопросов (например: «Что общего у снега, льда, пара, воды?», «Как связаны три состояния воды в природе?»).
- - Формулировка задачи (например, создайте мини-проект, в котором можно увидеть взаимосвязь между тремя состояниями воды в природе).
- - Использование материалов к уроку (весь материал, который учащиеся накопили в течение недели, лежит в конвертах или папках и готов к применению).
- - Работа в группах по созданию проекта (учитель задает временные рамки: 20 минут на создание проекта, 15 минут на выступление всех групп, по 3 минуты на каждую. В группах есть свой руководитель. Он организует работу, распределяет роли. В зависимости от темы и цели урока учитель может за несколько дней до занятия провести беседу с руководителями групп и направить их работу или предоставить им свободу действий).
- - Презентация проектов. Рефлексия (дети выступают с защитой своего проекта).
План выступления по которому работают учащиеся
- 1) Что главное в мини-проекте? (Например, показать 3 состояния воды в природе, их взаимосвязь.)
- 2) Расскажи об этом.
- 3) Как вы готовили свой мини-проект в группе? (Что получилось? Над чем надо поработать? Какие возникли трудности?)
- 4) Для чего нужны эти знания?
- 5) Вопросы оппонентов. (Дискуссия. Выступающей группе задаются вопросы со стороны учащихся других групп.)
- - Оценка результатов. (Все проекты на выставке в классе. Это могут быть схемы, рисунки на ватмане, объемные фигуры, поделки из бумаги, пластилина, комбинированные работы детей. Оценка проектов складывается из мнения жюри (учителя) и «общественного мнения» (всех учащихся). Дети голосуют только один раз за тот проект, который им больше понравился. За свой проект голосовать нельзя.)
Метод проектов
- 1) Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков только элементы проектной деятельности, учащимися 9–10 лет проект создается самостоятельно.
- 2) Учитель должен руководить и направлять учащихся в процессе работы над проектом.
- 3) Темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны для понимания младших школьников (отличаться несложностью, простотой – 1–2 классы, в 3–4 классах выбор темы зависит от желания учащихся, их мотивации).
- 4) Проект должен быть рассчитан на несколько минут, часов, на день (создание в основном мини-проектов) – 1–2 классы, в 3–4 классах проект может быть долгосрочным).
- Начальная ступень обучения закладывает основу формирования ключевых компетенций учащихся, которые продолжают свое существование и развитие в среднем и старшем звене школы.
Структура исследовательской и проектной деятельности, используемая на уроках :
Второй этап – формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока .
Первый этап – организационный момент. Дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке, распределяются на группы.
Третий этап – подготовительный. Разрабатывается общий план деятельности по проекту, определяются основные разделы. Могут быть составлены опорные таблицы, схемы, чертежи
Четвертый этап – собственно проектная или исследовательская деятельность. Работа, как правило, проводится в группах. Разделы могут разрабатываться каждой группой или каждая группа проектирует свой раздел.
Седьмой этап – подведение итогов всей работы в целом, закрепление, применение знаний на практике.
Шестой этап – выявление положительных и отрицательных сторон своей деятельности, корректировка выводов
Пятый этап – практическое применение разработанного проекта (ознакомление всех с продуктом деятельности), представление выводов .
Особенностью проектной и исследовательской работ в начальной школе является:
Этапы организации проекта
Этапы организации проекта
Три уровня исследовательского метода обучения
Критерии успешности
исследовательской деятельности
от исследовательской деятельности (метода проекта)ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.
Учителя
принципиально важным становится именно личный интерес учителя и возможность его удовлетворить
любой управленец должен иметь возможность показать, что применение исследовательской деятельности улучшает показатели, по которым в современной образовательной системе судят о качестве образования
Руководители
Ученики
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
- Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Спасибо за внимание!