«Роль психологической службы в организации индивидуальной работы с обучающимися, направление деятельности и условия работы с обучающимися состоящими на ВШК»
![](https://fhd.multiurok.ru/e/8/a/e8a049930657f0c105f8589720169ae061be992c/rol-psikhologhichieskoi-sluzhby-v-orghanizatsii-in_1.jpeg)
Педагог-психолог: Самойленко Эрика Хасановна
Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов.
Психологическая служба в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности, руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа;( анкетирование, тестирование, Выявление внутригруппового статуса и социальной роли обучающихся, диагностика причин дезадаптации (социальных, индивидуальных и пр.).
Психодиагностическая работа; Анкетирование родителей и лиц, их заменяющих;
Диагностика детско-родительских отношений;
Индивидуальные встречи с обучающимися, индивидуальные профилактические беседы, консультации юриста о правах, юридической ответственности
Круглые столы, оказание социально-психологической помощи и поддержки преподавателям, обучающимся и их родителям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; Организация работы Совета профилактики
Развивающая и психокоррекционная работа; Индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении обучающихся , в том числе связанных с мотивационной сферой личности;
Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся , преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
Осуществление коррекции асоциального поведения обучающихся
Проведение индивидуальных психологических занятий по запросам обучающихся, педагогов, родителей и администрации;
Проведение развивающих и коррекционных занятий по программам:
Консультативная работа;Взаимодействий в трудовом коллективе.
Консультирование администрации, педагогов и родителей по проблеме индивидуального развития,
По вопросам дезадаптации обучающихся (проблемы обучения и поведения);
По вопросам воспитания (обучения).
По особенностям индивидуального психологического развития;
Психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;
По вопросам половозростных особенностей;
По вопросам взаимоотношений с ребенком;
По вопросам учебной и социальной дезадаптации обучающихся;
Семейное консультирование.
Трудностей взаимодействия с обучающимися;
Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.
Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации сопровождения обучающихся «группы риска».
1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи.
Выявление происходит методом анкетирования, наблюдения за поведением детей в классном коллективе и в период внеурочной деятельности педагогами и специалистами . При анализе состава обучающихся выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.
2 этап – дифференциация по подгруппам
1 подгруппа (потенциальная «группа риска»)
Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов
Приоритетной задачей является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, не дожидаясь последствий и проблем, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению
2 подгруппа («группа риска»)
Под «группой риска» понимаются обучающиеся - дезадаптанты и обучающиеся с девиантным поведением (обучающиеся в системе нарушающие Устав школы, имеющие проблемы в учебе и пропуски уроков, употребляющие ПАВ). Состоят на внутришкольном контроле.
3 подгруппа (состоящие на городском учете)
В эту подгруппу входят обучающиеся совершившие правонарушение и состоящие на учете в КДН, ОДН
С обучающимися всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в построении работы по направлениям. ( Приложение 2)
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности
Первое направление – реализация программ индивидуального сопровождения обучающегося.
Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты установят:
Индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, проблемы в обучении и профсамоопределении;
Зону его ближайшего развития, перспективы;
Определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия;
Зону его ближайшего окружения (семья, друзья, одноклассники)
Весь комплекс разработанных мер ложится в основу программы индивидуального сопровождения обучающегося.
Именно программа индивидуального сопровождения становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении обучающегося.
Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов, их высокий профессиональный уровень.
Обеспечение профилактической работы с детьми «группы риска».
Для обеспечения качества профилактической работы с воспитанниками «группы риска» необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.
Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей обучающихся деятельность всего коллектива школы по предупреждению правонарушений, употреблению ПАВ дает положительные результаты.
В школе профилактическая работа с обучающимися ведется через реализацию воспитательной программы
групповые и индивидуальные консультации, беседы специалистов СПС школы, классных руководителей
классные часы профилактической направленности
групповые, а при необходимости индивидуальные, консультации специалистов системы профилактики города
реализацию психокоррекционной программы по сопровождению детей «группы риска»
систему внеурочной занятости и дополнительного образования, которая обеспечивает занятость обучающихся
ученическое самоуправление