СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль психологической службы в организации индивидуальной работы с обучающимися, направление деятельности и условия работы с обучающимися состоящими на ВШК"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль психологической службы в организации индивидуальной работы с обучающимися состоящими на ВШК

Просмотр содержимого документа
«Роль психологической службы в организации индивидуальной работы с обучающимися, направление деятельности и условия работы с обучающимися состоящими на ВШК"»












«Роль психологической службы в организации индивидуальной работы с обучающимися, направление деятельности и условия работы с обучающимися состоящими на ВШК»

























Педагог-психолог: Самойленко Эрика Хасановна









Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов.

Психологическая служба в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности, руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:

Психопрофилактическая работа;( анкетирование, тестирование, Выявление внутригруппового статуса и социальной роли обучающихся, диагностика причин дезадаптации (социальных, индивидуальных и пр.).

  • Психодиагностическая работа; Анкетирование родителей и лиц, их заменяющих;

  • Диагностика детско-родительских отношений;

  • Индивидуальные встречи с обучающимися, индивидуальные профилактические беседы, консультации юриста о правах, юридической ответственности

Круглые столы, оказание социально-психологической помощи и поддержки преподавателям, обучающимся и их родителям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; Организация работы Совета профилактики

Развивающая и психокоррекционная работа; Индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении обучающихся , в том числе связанных с мотивационной сферой личности;

Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся , преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

Осуществление коррекции асоциального поведения обучающихся

Проведение индивидуальных психологических занятий по запросам обучающихся, педагогов, родителей и администрации;

Проведение развивающих и коррекционных занятий по программам:

Консультативная работа;Взаимодействий в трудовом коллективе.

Консультирование администрации, педагогов и родителей по проблеме индивидуального развития,

По вопросам дезадаптации обучающихся (проблемы обучения и поведения);

По вопросам воспитания (обучения).

По особенностям индивидуального психологического развития;

Психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

По вопросам половозростных особенностей;

По вопросам взаимоотношений с ребенком;

По вопросам учебной и социальной дезадаптации обучающихся;

Семейное консультирование.

Трудностей взаимодействия с обучающимися;

Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.

В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

Положив в основу данный закон, мы разработали алгоритм организации сопровождения обучающихся «группы риска».

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи.

Выявление происходит методом анкетирования, наблюдения за поведением детей в классном коллективе и в период внеурочной деятельности педагогами и специалистами . При анализе состава обучающихся выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.

2 этап – дифференциация по подгруппам

1 подгруппа (потенциальная «группа риска»)

Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов

Приоритетной задачей является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, не дожидаясь последствий и проблем, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению

2 подгруппа («группа риска»)

Под «группой риска» понимаются обучающиеся - дезадаптанты и обучающиеся с девиантным поведением (обучающиеся в системе нарушающие Устав школы, имеющие проблемы в учебе и пропуски уроков, употребляющие ПАВ). Состоят на внутришкольном контроле.

3 подгруппа (состоящие на городском учете)

В эту подгруппу входят обучающиеся совершившие правонарушение и состоящие на учете в КДН, ОДН

С обучающимися всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в построении работы по направлениям. ( Приложение 2)

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности

Первое направление – реализация программ индивидуального сопровождения обучающегося.

Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты установят:

Индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, проблемы в обучении и профсамоопределении;

Зону его ближайшего развития, перспективы;

Определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия;

Зону его ближайшего окружения (семья, друзья, одноклассники)

Весь комплекс разработанных мер ложится в основу программы индивидуального сопровождения обучающегося.

Именно программа индивидуального сопровождения становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении обучающегося.

Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов, их высокий профессиональный уровень.

Обеспечение профилактической работы с детьми «группы риска».

Для обеспечения качества профилактической работы с воспитанниками «группы риска» необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.

Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей обучающихся деятельность всего коллектива школы по предупреждению правонарушений, употреблению ПАВ дает положительные результаты.

В школе профилактическая работа с обучающимися ведется через реализацию воспитательной программы

групповые и индивидуальные консультации, беседы специалистов СПС школы, классных руководителей

классные часы профилактической направленности

групповые, а при необходимости индивидуальные, консультации специалистов системы профилактики города

реализацию психокоррекционной программы по сопровождению детей «группы риска»

систему внеурочной занятости и дополнительного образования, которая обеспечивает занятость обучающихся

ученическое самоуправление






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!