СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль психологических факторов в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль психологических факторов в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано»

Роль психологических факторов в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано



К музыкальной педагогике в целом сегодня предъявляются новые требования. Современные методики основаны на всестороннем развитии музыкальных способностей учащихся. Благодаря обучению игре на инструменте дети получают новые знания и навыки, развивают исполнительскую инициативу, за счет чего активно формируются музыкальные способности в целом. На начальном этапе очень важно, чтобы педагог поддержал желание заниматься музыкой, а не загасил его. Первоначальные требования для учеников могут быть непонятными, в частности, речь идет о требованиях, касающихся правильной посадки, правильной постановки рук, аппликатуры. Соответственно, от педагога здесь требуется особое терпение и понимание.

Не стоит сразу же предъявлять ребенку завышенные требования. Кроме того, эпоха также определяет стиль обучения музыке.

Социальная структура общества сильно изменилась, появились новые музыкальные направления, подрастающее поколение имеет иные музыкальные вкусы и пристрастия. Конечно же, педагог должен быть осведомлен об этих новых веяниях в мире музыки, уметь находить общий язык с учеником. Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой.

Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей. К примеру, для детей младшего возраста характерны двигательные способности, наличие постоянной потребности в движении. Соответственно, объяснять приемы исполнения необходимо, исходя из того, насколько оно соответствует уровню мышления детей, их физическому развитию.

Процесс обучения должен быть выстроен по степени усвоения материала, постепенного возрастания сложности. Также необходимо учитывать тот факт, что детям в возрасте 6-7 лет трудно сосредоточиться на длительное время, память их имеет определенную специфику - речь идет о преобладании непроизвольного внимания и запоминания. Из этого следует, что такие дети нуждаются в игровой форме обучения, так урок будет не таким утомительным для ученика, нужно разнообразить задания, что представляет собой необходимый элемент для разрядки. Кроме того, таким детям трудно запомнить то, что уже было выучено на уроке. А значит, целесообразно возвращаться к пройденному ранее материалу.

Педагогу следует избегать принуждения ребенка к быстрой реакции, это может вызвать страх и беспокойство. Также дети мыслят в конкретных образах, соответственно, объяснять музыкальные термины и приемы необходимо на примере тех явлений, которые хорошо знакомы ребенку. Так называемый переходный возраст требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия к взрослому, перестраиваются все психические процессы.

Активный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы. Ребенок становится более вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда ребенок может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения, испытывать метроритмические трудности. Также может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В данном случае педагогу следует менять те методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия. В большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности учащихся.

В старшем возрасте осуществляется процесс активного формирования мировоззрения школьника, его духовного «Я». На этом этапе педагогу следует совершенствовать приемы работы с учащимися и обязательно учитывать личностные качества учеников. В целом, профессия преподавателя на сегодняшний день связана отличным знанием психологии детей, поскольку педагог закладывает основу для выработки позиции ребенка по отношению к музыке.

Педагог как личность оказывает достаточно сильное влияние на учеников, именно по этой причине ему следует обладать высокого уровня культурой общения, учением находить нужные методы и слова, которые бы помогали сохранять интерес к обучению на фортепиано, желание преодолевать трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения. Очень важен выбор репертуара. Здесь следует учитывать психологические особенности и нервную организацию ученика. Многие педагоги допускают ошибку - пытаются двигать ученика ускоренными темпами, не учитывая его возможности. Как результат, могут быть психологические травмы. Соответственно, заниматься форсированием учебного процесса запрещено. Если ребенок обладает флегматичным темпераментом, то ему рекомендуется давать пьесы активные по характеру. И наоборот, излишне импульсивные дети нуждаются в исполнении пьес созерцательного характера.

На уроках в классе фортепиано очень важно создавать атмосферу доброжелательности, уважения, поддержки. В ученике необходимо поддерживать веру в свои силы. Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения - ученик. И личность ученика гармонично развивается посредством музыки. Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности. В процессе обучения педагогу также следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность мышления, умение и желание трудиться. Именно эти качества являются залогом успешного обучения игре на фортепиано.

Конечно же, воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения. Здесь возможно использовать различные методы, которые обогащают урок и дают ученику ощущение радости творчества. Таким образом, как справедливо отмечает Е.О. Исаева, «обращение к детскому творчеству как к методу воспитания - характерная инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено следующими факторами: поиски новых методов обучения, помогающих высвобождению творческих способностей детей, воспитательная ценность детского творчества как путь познания, доступность творчества всем детям, а не только одаренным. Под способностью к творчеству или креативностью ребенка, как сейчас принято говорить, понимают его творческие возможности и готовность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности, что придает ей творческую направленность. Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.

Таким образом, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место. Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что ведет к сосредоточенности внимания, развивает самостоятельность мышления учащегося, воспитывает умение трудиться - таков механизм, по которому формируются основные умения и навыки в классе фортепиано, если рассматривать этот процесс с точки зрения психологических особенностей».









2