СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль регионального компонента в воспитании патриотизма учащихся на примерах подвигов земляков в годы Великой отечественной войны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная информация позволит ребятам гордиться тем, что они живут в таком интересном месте, общаются со столь замечательными людьми. Ребята осознают себя наследниками боевых и трудовых традиций своих земляков. 

Просмотр содержимого документа
«Роль регионального компонента в воспитании патриотизма учащихся на примерах подвигов земляков в годы Великой отечественной войны.»

Роль регионального компонента в воспитании патриотизма учащихся на примерах подвигов земляков в годы Великой отечественной войны.

Двадцать первый век– время прогресса и новейших технологий. Мы видим, что в России, в этих условиях, всё больший размах приобретает миграция населения. В поисках лучшей жизни, люди меняют место жительства. Семьи переезжают в другие сёла, города, регионы. Наблюдается разрыв связи поколений. В связи с этим, современные дети мало знают историю своей семьи, того места, где они проживают, особенности традиций местного населения. Складываются условия, в которых молодые люди могут превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Исправить данную ситуацию призван региональный компонент в преподавании истории.

Актуальность моей работы состоит в том, что в ней показано, как, используя региональный компонент в преподавании истории, я развиваю у учащихся чувство патриотизма, гордости героическим прошлым своего родного края. Опираясь на, казалось бы, общеизвестные факты, я на уроках истории развиваю интерес учащихся к истории России, региона, родного района, своей семьи.

Изучая историю Великой Отечественной войны, на своих уроках я стараюсь связать её основные этапы с событиями своего региона, района и станицы Алексеевской. Учащиеся узнают, что жители нашего района сыграли в победе над врагом немалую роль. Любой край, область, даже небольшой населённый пункт  неповторимы. Однако судьбы всех прифронтовых районов в годы войны очень похожи. Поэтому я стараюсь найти особенности, специфические черты, которые всколыхнут в каждом ученике его патриотические чувства, вызовут интерес и привязанность к родному краю, гордость за его славное прошлое.

Как и в других районах области, уже 23 июня 1941 года в Алексеевском районном военкомате началась напряжённая мобилизация. Среди призывников было много добровольцев и несовершеннолетних, которые специально завышали свой возраст. В казачье ополчение шли мужчины непризывного возраста. Наибольший интерес для учащихся вызывает анализ общеизвестных цифр. За годы Великой Отечественной войны в ряды Советской армии было призвано 9237 жителей. (3. С. 70). Много это или мало? (1.). К примеру, только за шесть месяцев войны: « с июля по декабрь 1941 г. – из Михайловки и Михайловского района на фронт было мобилизовано 10378 человек». (2.). Наш район небольшой. На начало войны в нём проживали 21,3 тысячи человек. Получается, что почти половина населения района, было мобилизовано на фронт, а эта информация уже производит большее впечатление. Не щадя своей жизни казаки сражались с врагом. 4018 алексеевцев не вернулись домой с войны, а это почти половина призванных на фронт. Почти 20 процентов от всего населения района или каждый пятый его житель погиб на фронте. Отвага и героизм воинов-земляков отмечен государственными наградами. Среди них - три Героя Советского Союза, (3. С. 104. два полных кавалера Ордена Славы. (3. С. 110). И это из 9237 воинов. Мы гордимся мужеством и отвагой своих земляков. На каждые три тысячи воинов - один - Герой Советского Союза. Для подрастающего поколения это является ярким примером того, как казаки служат Отечеству. Учащиеся проникаясь гордостью за своих земляков, с интересом изучают боевой путь своих прадедов.

Ещё в начале войны МТС передали почти всю технику в действующую армию. Многие трактористы и комбайнеры ушли на фронт. Их рабочие места заняли старики, женщины и школьники. На учащихся оказывает большое впечатление тот факт, что, в годы войны, благодаря самоотверженному труду их сверстников, план сдачи хлеба государству колхозы выполняли регулярно.

Оставшиеся в районе колхозники и рабочие включились в создание всенародного фонда обороны страны. Сначала они перечисляли в фонд средства, заработанные на субботниках, а затем стали отчислять их ежемесячно. Алексеевцы участвовали в военных займах. К тому же, жители района сдавали наличные деньги, золото и серебро. За десять месяцев 1941 года они внесли только наличными деньгами в фонд обороны страны 116279 рублей.(3. С. 95). Жители района приняли участие в сборе средств на постройку эскадрильи «На защиту Сталинграда». В школах района были организован сбор средств на постройку танка «Алексеевский пионер». Знакомясь с такими историческими фактами, учащиеся начинают интересоваться участием своих дедушек и бабушек в тех событиях.

Преподавание регионального компонента в истории, являясь важной частью патриотического воспитания школьников, способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Учащиеся занимаются исследовательской работой, встречаются с ветеранами фронта и тыла. Они стремятся узнать, какое участие приняли в изучаемых событиях их деды и прадеды, как эти события повлияли на судьбы членов их семьи. Таким образом, дети осознают, что история семьи каждого из нас, является частичкой истории региона и всей России.

Источники и литература.

1. Донской вестник: Книга памяти Волгоградской области. –(194 героя) http://www.donskoy-westnik.ru

2. Михайловский краевед. https://mihkraeved.blogspot.com

3. Помним о прошлом. Живём настоящим. Думаем о будущем. Книга- альбом. Ст Алексеевская 2013 208 стр.