СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль репертуара для музыканта-исполнителя.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские  и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества. 

Просмотр содержимого документа
«Роль репертуара для музыканта-исполнителя.»

Роль репертуара для музыканта – исполнителя.

Важным компонентом содержания музыкально-инструментального обучения учащихся является учебно-педагогический и концертный репертуар. Музыкальные произведения, предназначенные для разучивания в классе баяна, аккордеона, должны положительно влиять на эмоциональную проекцию личности учащегося, формировать его как личность самостоятельную, одухотворенную и высоконравственную.
Вдумчиво подобранный репертуар зачастую является залогом педагогического успеха.
В. Бесфамильнов и А.А. Семешко отмечают важность содержания индивидуального плана, где особое внимание следует уделить подбору музыкального репертуара: «Главное содержание предмета «Специальный инструмент» составляет прежде всего музыкальный репертуар – основа воспитания музыканта…

Умение подобрать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического искусства».

Выбор произведений основываться как на индивидуальных особенностях учащегося, так и на многообразии музыкальной литературы. В исполнительском искусстве творческую фантазию сможет проявить тот, кто обладает большим музыкальным опытом, больше знает разнохарактерной музыки, разучил большее количество музыкальных произведений.
Культурную и образованную личность возможно воспитать на высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная музыкальная педагогика на первое место ставит, прежде всего, воспитание личности
Принцип педагогической целесообразности заключается в том, что на основе изучения музыкальных произведений учащийся должен:
1. освоить современные виды исполнительской техники игры на инструменте;

2. овладеть спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм.;
3. познать особенности интерпретации стиля того или иного композитора;
4. овладеть как можно большим и разнообразным (по стилю, жанрам и форме)) музыкальным материалом;
5. расширить багаж музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, овладеть навыками вербальной интерпретации музыки.

Принцип разнообразия стилей, жанров и форм изучаемой учащимся музыки является традиционным и педагогически оправданным в том смысле, что его соблюдение позволит будущему музыканту- исполнителю:
1. выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры, выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в отношении к ней;
2. расширить музыкальный интеллект и реализовать индивидуальные исполнительские возможности;
3. овладеть навыками исполнения самой разнообразной музыки, определиться в собственном стиле и манере исполнения.

Принцип новизны предполагает введение в репертуар музыкальных произведений современных авторов, что позволит учащемуся овладеть стилем исполнения современной музыки, оригинальными приемами игры на инструменте.
Репертуарный план рекомендуется составлять по следующим направлениям:
1. Новый художественный репертуар для детального изучения.
2. Новый художественный материал для самостоятельного изучения.
3. Репертуар для эскизного изучения
4. Репертуар для повторения
5. Инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).
6. Материал для развития навыков чтения с листа, транспонирования, игры по слуху, импровизации.

Особое значение в подборе репертуара имеет его жанровое разнообразие. Современный баянист, аккордеонист – это высокообразованный и интеллектуально развитый музыкант, которому доступны для исполнения как серьезная
классическая, так эстрадная популярная и народная музыка.
Инструментальные возможности современного баяна. аккордеона позволяют с особой выразительностью довольно натурально показать колорит русской народной музыки. Продемонстрировать ее богатство ее тембровой и звуковой палитры, разнообразие метроритмической организации, задушевность и тонкий лиризм мелодики.

Классическая музыка как образец совершенного высокохудожественного мирового искусства составляет базовую основу учебно-педагогического и концертного репертуара музыканта-инструменталиста любой специализации. В педагогическом плане работа над классическими музыкальными произведениями – это высшая школа подготовки баяниста, аккордеониста, которая позволяет воспитать у него художественный музыкальный и общеэстетический вкус, сформировать высокий уровень исполнительской культуры игры на инструменте, эффективно развить как общие, так и специальные музыкальные способности.
Воспитание мыслящего музыканта – процесс многогранный и очень трудоемкий. Одной из составляющих этого процесса является воспитание восприятия и воспроизведение музыкального произведения через жанровое осознание характера музыки.
Песня, марш, танец – это три основные жанровые сферы, в которых музыкальное начало находится в неразрывном единстве со словом и движении.
Поиск методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.
С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей.
Как сделать интересными и любимыми занятия музыкой? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, сказка-рассказ.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его эмоциональному состоянию. Такие пьесы не надо готовить для концерта, но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. Репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!