ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
Роль региональной культуры в формировании
этнического самосознания детей.
Концертмейстер: Патокова Л.И.
Объединение:»Хореография»
г. Новый Уренгой
2016 год
Роль региональной культуры в формировании
этнического самосознания детей.
Развитие этнического самосознания и освоение традиционных форм народного творчества является своего рода духовной экологией этноса, необходимой в современную эпоху нашествия западной массовой культуры. Внимание к проблемам этнической самоидентификации отражает тенденцию, противоположную глобализации планетарной культуры. Эти две стороны одной медали должны находиться в равновесии для гармоничного развития общества. Разрушительному нашествию массовой культуры должно противостоять воздействие ценности высокой культуры, в том числе, традиционной корневой этнокультуры. Задумываясь о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к духовному опыту поколений, к основе основ – традиционной народной мудрости и духовности. Народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на духовное вырождение. Сегодня назрела острая необходимость осмысления основ традиционной культуры, механизмов передачи духовного опыта грядущим поколениям, возрождения национального характера.
В педагогическом процессе школы задачи формирования этнического самосознания реализуются через содержание предметов национально – регионального компонента образования. Это ознакомление учащихся с культурными традициями края, историей и художественным творчеством народов, населяющих регион, подготовка молодежи к жизнедеятельности в условиях многонациональной среды, социализация личности, ее профессионального самоопределения в условиях своего региона, воспитание патриотизма и чувства гражданственности.
Содержание предметов регионального компонента адаптировано ко всем возрастным группам учащихся. У младших школьников формируются представления о Малой Родине, о красоте и своеобразии природы края, о народах, населяющих его, о том, чем славен родной край. У детей воспитывается уважение к людям разных культур и национальностей, что особенно актуально в современной ситуации межнациональных конфликтов, свидетелями которых мы являемся в различных регионах страны. Поэтому в школе воспитательная работа педагогов направлена на поддержку и развитие интереса детей к людям других национальностей. На занятиях используются активные методы обучения, позволяющие увлечь ребенка освоением культуры своего и других народов, населяющих край: просмотр видеофильмов о быте, ремеслах, декоративно – прикладном творчестве, танцевальной и песенной культуре народов Севера, включение детей в художественно – практическую деятельность на основе разных национальных традиций, коллективные размышления о том, как взаимосвязаны климатические и природные условия проживания народов с их обычаями, одеждой, характером труда, особенностями быта. В результате таких занятий дети сами приходят к выводу, что каждый народ уникален и талантлив, богат умельцами, музыкантами и художниками, имеет свой язык, традиции, обычаи, изучение которых обогащает духовный и эстетический опыт людей других национальностей.
В Доме творчества «Дружба»ведется большая работа по формированию этнической толерантности у детей. В разработанной педагогами Дома творчества программе по ознакомлению детей с культурой народов Севера доминирует музыкальное искусство. Это не удивительно, потому что слово и танец наиболее открыто, явно демонстрируют своеобразие культуры народа. Значительная часть учебного времени отводится музыкальной деятельности детей: пению частушек, прибауток, разыгрыванию обрядовых песен. Исполнение песен сочетается с беседами о народных певцах – сказителях, о народных инструментах, о содержании фольклорных ритуалов. Детям предлагаются разнообразные творческие задания: быть ведущим в хороводе, придумать инструментальное сопровождение и игровые движения к песне, сочинить колыбельную или частушку и т.д. Через музыкальный фольклор дети знакомятся со всем комплексом различных видов народного творчества. Освоение музыкального фольклора становится базой в формировании этнического самосознания детей.
Этническое самосознание может формироваться только при условии существования носителей национальной культуры – людей, способных к ее сохранению и творческому развитию. Поэтому освоение фольклора детьми в рамках образовательной программы регионального компонента является основой формирования у них этнического самосознания, патриотизма и гражданской позиции. Благодаря изучению традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего региона, наследование народной мудрости, а значит, воспитание любви к своей Малой Родине.