Просмотр содержимого документа
«Роль семейных традиций при формировании ценностного отношения к семье как одно из направлений поликультурного образования воспитанников школы раннего развития»
РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Ермилова Ирина Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь он учится одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, социальный опыт общения, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты.Родителям самой природой предназначено быть первыми воспитателями своего ребенка.В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в формировании ценностного отношения к семье как одно из направлений поликультурного образования. Поэтому основной задачей своей работы педагога вижу в социальнокоммуникативном развитии детей, направленном на уважительное отношение, чувство принадлежности своей семье, своим сверстникам и взрослым. В решении поставленной задачи активно использую в своей работе метод проектов. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как «Мой дом, моя семья», «Почта добра», «Папин день», «Широкая масленица», «Окна Победы», акция «Будь примерным пешеходом!» . Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс в рамках поликультурного образования. Представляю вашему вниманию один из последних проектов, посвященный Дню матери: «Все, чем живем, начинается с мамы!» «День Матери» - праздник самого близкого и родного нам человека. Пока рядом с нами мамы, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми, защищенными. В современном мире родители заняты своей карьерой, решением материальных проблем, домашними хлопотами, и детям не хватает внимания и ласки. Часто на улице и в магазинах можно увидеть грубое общение между детьми и родителями. А ведь семья - это святое, это мир, который должен быть полон любви, понимания и доброты. Основой его всегда был, есть и останется образ матери. К сожалению, иногда любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Данный проект направлен на создание условия для формирования у воспитанников Школы раннего развития «Непоседы» ценностного отношения к семье, к матери, семейным традициям. Одной из задач проекта было побудить воспитанников выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность - создание коллективной поздравительной открытки «Букет пожеланий для мам». Предполагаемый результат: 1.У воспитанников должен развиться познавательный интерес и любознательность, повысится активность, дети научатся проявлять свои положительные эмоции. 2.Отношения детей и родителей станут ближе, доверительнее. 3.Обогатятся знания обучающихся о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе4.Повысится уровень накопленных практических навыков детей и родителей в области художественного вкуса. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап (1 неделя ноября) Основной этап (2-3 недели ноября) Заключительный этап (4 неделя ноября) - презентация поздравительной коллективной открытки для мам «Букет пожеланий»; - праздничное мероприятие ко дню матери; - анализ результатов проекта; - подготовка отчета о проведении Дня матери. Работа над проектом показала, что дети не только познакомились с историей возникновения праздника «День матери», но и поняли, что доставлять радость так же приятно, как и получать подарки. Через художественную литературу, музыку, 86 декоративное творчество воспитанники Школы раннего развития приобрели богатый опыт, который способствовал развитию лучших нравственных качеств. Роль таких мероприятий для сохранения и преумножения семейных традиции при формировании ценностного отношения к семье как одного из направлений поликультурного образования дошкольников неоспорима.
Литература: 1.Мой дом. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинам // Д. Гончарова, М.: «Мозаика — Синтез», 2003. 2.Григорьева Г.Г. Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие «Филиппок» / Г.Г. Григорьева, Ю.А. Тишкина, С.Б. Касаткина. – Н. Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009. 3.Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 4.Дыбина О.В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи: практико-ориентированная монография /Анфисова С.Е., Еник О.А. Пенькова Л.А., Щетинина В.В./-Ульяновск,2014. 5.Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Реализация технологий формирования у ребенка направленности на мир семьи. - Тольятти: ТГУ,2015. 6.Бардинова Е. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие / Бардинова Е., Иванова Н. Калинина А./ серия Приложения к журналу «Управление ДОУ» - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Литература: 1. Ботнарь, В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путѐм приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993 2. Иванушкина В.М. Арзяня. Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников мокшанскому языку./ В.М. Иванушкина, Е.И. Неясова. – Рузаевка, 2013. – 182с. 3. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. /Под ред. В.Н. Вершинина - Ульяновск: УИПКПРО, 2004.