СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи и традиционных семейных ценностей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для формирования нравственного сознания ребенка служит мораль. В ней отражаются господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство, то есть нравственные качества личности. [1]

Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей. Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают ребенка с самого рождения.

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи и традиционных семейных ценностей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.»

Роль семьи и традиционных семейных ценностей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей.

М. А. Петровская,

воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 55»,

г. Магадан.


«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца».

(В. А. Сухомлинский)



Духовно-нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для формирования нравственного сознания ребенка служит мораль. В ней отражаются господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство, то есть нравственные качества личности. [1]

Формирование нравственных качеств личности, нравственной позиции, накопление духовного опыта, основанного на традициях и культуре народа – является целью духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Нравственные привычки, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют нравственный облик его личности и определяют систему ценностей. Семья – главное в жизни каждого человека, это самые близкие люди, которые окружают ребенка с самого рождения. Трудно переоценить силу влияния семьи на формирование личности. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Каким вырастет он, зависит именно от того, что вложат в его душу, люди, воспитывающие его.

В раннем возрасте усвоение нравственных норм, моральных требований и образцов поведения происходит на основе подражания. Поэтому важнейшую роль здесь играет личный пример родителей. Моральные нормы и нравственные критерии поведения внутри семьи, впитываются ребенком и воспринимаются им как общепринятый эталон. На примере своих родителей ребенок формирует свое представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому, семья может выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими хотят видеть своих детей не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

В современном мире, в результате происходящих в обществе процессов, идет разрушение главного – семьи и семейных ценностей. Все реже можно встретить традиционную полную семью, где есть мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. Где старшее поколение передает семейные традиции и у каждого свои обязанности, свои воспитательные функции. Все чаще старшее поколение, живет отдельно, семьи зачастую неполные, с одним ребенком и развод стал, чуть ли нормой жизни. Нехватка свободного времени, из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. [7]

В семьях, где исчезает взаимопонимание, и часто возникают конфликты, приобретающие иногда хронический характер, где наказания, грубость и насилие над детьми носят регулярный характер, создаются условия для возникновения отклонений в поведении детей. В этом случае у ребенка формируются искаженные понятия о нормах и правилах поведения, в результате чего возникают асоциальные формы поведения.

Ребенка нужно окружать такими примерами, которые будут полезны ему, необходимо контролировать с кем ребенок общается, какие передачи смотрит по телевизору, надо оберегать неокрепшую детскую душу от той грязи, которая может навредить ему. Задача воспитания конечно не в запретах, а в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что хорошо, а что плохо. «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя», говорил выдающийся русский педагог Василий Александрович Сухомлинский.

Так как с момента рождения, до поступления в учреждение образования ребенок, проводит в семье, то родители являются для ребенка основным источником жизненного опыта. Ребенок перенимает у них основы поведения в обществе, отношение к другим людям, к труду, к Родине. Семья обеспечивает ребенку чувство безопасности во внешнем мире, ощущение того, что его любят, ценят. Уверенность в родительской любви поможет ребенку преодолевать трудности, укрепит веру в свои возможности, научит ценить других людей. Профессор, доктор медицинских наук Илья Николаевич Шевелев писал: «Не строгость и спартанское воспитание делают ребенка достойным человеком, а заряд душевной теплоты, который он пронесет через всю жизнь». И традиционные семейные ценности являются здесь незаменимыми помощниками – обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение, чувства, благодаря которым семья становится крепкой: любовь, доверие, доброта, верность, взаимопонимание, уважение, почитание старших, ответственность за близких людей, рождение и воспитание детей.

Подрастая, ребенок выходит из семьи и начинает осваивать мир. В общении со сверстниками, взрослыми, окружающим природным и рукотворным миром он использует накопленный в семье нравственный опыт. Происходит социализация ребенка. И на этом этапе его воспитания содружество родителей и педагогов выступает основным фактором. Важно, чтобы оно шло в одном направлении и имело общие цели.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. Стараемся повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Ведем просветительскую работу с родителями, стараемся заинтересовать их жизнью ребенка в детском саду.

Ведущим принципом в работе нашего дошкольного учреждения, является доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Единство в вопросах воспитания детей способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка, укрепляет доверие к ним. Что в свою очередь очень важно для создания благоприятного климата общего духовно-нравственного воспитания.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогает им лучше понять своих детей, увидеть мир глазами ребенка, сформировать доверительные отношения. Для родителей оформлены уголки, предлагается консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания, проводятся родительские собрания в виде круглого стола. Периодически проходит тематические выставки творческих работ, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми. Это помогает родителям больше времени проводить с ребенком, показать заинтересованность его жизнью. Участие в проектах: «Герб семьи», «Моя семья», «Рождественские истории», «Российский флаг», «Природа родного края», «Ты в сердце моем - Магадан», « С бабушкой и дедушкой мы лучшие друзья» и т.д. позволяет родителям беседовать с детьми в процессе подготовки и выполнения работ на духовно-нравственные темы, приобщать детей к православным традициям, истории семьи, родного края, страны.

Наши дети ежегодно принимают активное участие в благотворительной акции «Белый цветок». В ходе таких акций у детей формируется активная жизненная позиция, чувство сопричастности к доброму делу. Пробуждается отзывчивость, милосердие, умение сострадать.

Так же, в нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей, с использованием учебно-методического пособия «Мир – прекрасное творение». Педагоги проводят кружковую работу и используют этот опыт в своей ежедневной работе. Работая в тесном контакте с родителями, мы стараемся помочь раскрыть детям высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека, приобщить детей к традициям русского народа, к православным ценностям. Мы вводим детей в православную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, народных игр, специально подобранных сказок и малых фольклорных форм, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями. Знакомим детей с Богом-творцом, с жизнью Иисуса Христа, Богородицы, с Храмом – Божьим домом, с главными православными праздниками, с Божьими заповедями, с жизнью святых, с художественной культурой.

Эта целенаправленная работа помогает приучать детей к добру, формировать у них правильные нравственные идеалы. Совместная подготовка к праздникам, участие родителей в оформлении выставок творческих работ к православным праздникам, помогают еще больше сблизить родителей и детей, приобщить их к традициям русского народа.

Ежегодно проходят у нас такие праздники, как «День защитника Отечества», «день Победы». Где на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы стараемся привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т. д. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. В 2019 году дети прошли с портретами своих прадедов, примкнув к акции «Бессмертный полк».

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само по себе, а в процессе общения с окружающими людьми. И от характера взаимоотношений ребенка с окружающим миром, во многом зависит, какие личностные качества сформируются у него. На занятиях кружка «Юный джентльмен», мальчики развивают свои способности к общению, учатся осознавать и контролировать свои чувства, понимать и учитывать чувства других людей. Учатся осознавать свою индивидуальность, будущее предназначение; ориентироваться в своем развитии на социально одобряемые особенности проявлений мужских качеств людей ближайшего окружения (пап, дедушек), литературных героев, исторических персонажей. Учатся понимать, что у всех будут разные профессии, но все они вырастут мужчинами, станут мужьями, папами, защитниками Отечества. У них формируется уважительное отношение к маме, а через ее образ к женщине, к девочке. Воспитывается культура взаимоотношений между мальчиками и девочками, уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших.

И в заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».









Список литературы.

  1. Петрова В.И. «Этические беседы с детьми 4-7 лет»./ В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012г.

  2. Л.А.Венгер «Развитие личности дошкольника», Л.А.Венгер, В.С.мухина.

  3. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» /doc.4web.ru/

  4. Консультация для родителей: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка», подготовила Шевченко Т.А.

  5. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1987г.

  6. Патрушева И.Н. «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности». Теория и практика образования в современном мире: материалы 4 международной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014г.)

  7. Сокоренко В.В. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей младшего возраста». Омск 2008г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!