Роль семьи в профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.
Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с подростками общение должно строиться по-другому, не так, как с маленькими детьми. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Решающая роль в профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем, уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными.
И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека зависит будущая жизнь подростка. 8 Не менее важным в формировании подростка является воздействие макросреды – школы, колледжа, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену образовательного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией. Агрессивность (или готовность к агрессии) как приобретенное личное качество, формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.
Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Он учится вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации, реклама, социальные сети и компьютерные игры.
И поэтому семье, как никому другому, необходимо быть рядом с ребенком, какие бы изменения в нашем обществе не происходили!
Неблагоприятные условия семейного воспитания
Для ребенка самый действенный образец поведения - это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие подростки особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый характер, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора.
Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие – инфантильность, 9 несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому являются случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.