Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению»
Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.
С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге и чтению.
Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.
Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему". На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребёнка читать. Семья – начало детского чтения. Читают родители - читает ребёнок. Семейная среда, (её моральный климат, приоритет книги, обобщение по поводу прочитанного) воспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь.
Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения. Трудное дело-работа с родителями, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.
Теоретически все хорошо понимают, что и как надо делать, но потом до дела так, и не доходит. Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти» . Народная мудрость гласит: «Проблемы наших детей - продолжение наших, только они более заметны. Родитель сделает - ребёнок повторит».