СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль семьи в развитии речи ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, сестер, братьев. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением

Просмотр содержимого документа
«Роль семьи в развитии речи ребенка»

Консультация для родителей.

 Роль семьи в развитии речи ребенка


Подготовила: учитель-дефектолог Гарковенко А.Г.


Физическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, сестер, братьев. Бытует глубокое неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые  недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в следующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слов и окончания слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» - смотри, «не бежи» - не беги, «ваще» - вообще ...) Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Если бы все родители понимали, как много внимания и заботы надо уделять детям, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.



Забота о правильном речевом развитии должна выражаться в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);

  • поощрение лепета ребенка мимикой радости;

  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего
    нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых
    дней его жизни;

  • медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;

  • отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения (к исправлению речевых ошибок надо
    подходить очень осторожно, нельзя ругать малыша за его плохую речь и
    требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное слово -
    исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном);

  • приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;

  • полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его
    правильного образца для подражания;

  •         занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитии правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также        предупреждает невнятность речи;

  •   развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

    Таким образом, родителям нужно обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушении.

Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Как показывает жизнь, в некоторых случаях бывает лучше полностью отказаться от намерения иметь ребенка, чем обречь его на тяжелую инвалидность.

Что касается здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Если же такие привычки уже приобретены, то от них необходимо отказаться хотя бы за некоторое время до рождения ребенка. 

Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины проявляется у нас в общегосударственном масштабе - через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности.

Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребенка и полноценности его речи - это в конечном итоге всегда осознается всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно...

После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок не начинает в положенное время держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из таких двух моментов:

  1. забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о
    сохранности его речевых органов.

  2. забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание
    необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

  • предупреждение ушибов в области головы;

  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций,
    протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков
    профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с
    больными и пр.);

  • охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных
    тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное
    лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;

  • охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

 а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалии
костных частей речевого аппарата;

б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может повести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери,
поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию
соседних зубов и челюстей (здесь не имеется ввиду возрастная смена
зубов);

г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;

д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет,
поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки,
правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой
перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и
т.п.);

•        охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков,
страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к
ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее
окончания, борьба с аскаридами и т.д.); этот вид профилактики особенно
важен для предупреждения всякого рода невротических речевых
расстройств и в первую очередь - заикания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!