СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях ФГОС»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях ФГОС»

Просмотр содержимого документа
««Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях ФГОС»»









Номинант: Волкова Елена Васильевна

Род деятельности: Образование, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 23

Номинация: Творчество и духовное наследие

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях ФГОС»

Статус проекта: завершенный

Охват проекта: обучающиеся 1-11 классов

























2019 г.

План

  1. Введение……………………………………………………………….3


  1. Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ФГОС…………………………………………………………………..4

3. Из опыта работы……………………………………………………..8


4. Деятельность музея МБОУ СОШ №23…………………………….12


5. Заключение…………………………………………………………..13

6. Список используемых источников…………………………………15


7. Приложения……………………………………………………………16








































Введение

Воспитание любви к краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи

– задача первостепенной важности…

Постоянно расширяясь, эта любовь

к родному, переходит в любовь к своему

государству, к своей истории,

его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству. Д.С. Лихачев

Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных в школе, но и относится к разряду общенациональных. Президент РФ В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». Следовательно, необходимо формировать гражданское и патриотическое самосознание личности, распространять знания об истории и культуре. Огромная роль в формировании патриотизма отводится школе. Новые ФГОС ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Музейная педагогика, в связи с этим, приобретает особое значение. Школьный музей является первым, а порой и единственным местом, где ученики могут ощутить сопричастность к минувшим временам и событиям. Через музейную педагогику начинается любовь к малой Родине, уважение к предкам. «Музейная ниша» в современной школе - основа культурной идентификации, воспитания патриотизма и гражданственности.

Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ФГОС
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС ООО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС ООО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция и примерная программа задают основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.  Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить: готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — "становиться лучше";

укрепление нравственности — основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить: сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых

национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

развитие патриотизма и гражданской солидарности;

укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества; сформированность отношения к семье как к основе российского общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

бережное отношение к жизни человека, продолжение рода; законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (в течение всей жизни) духовно-нравственного развития личности гражданина России.


















Из опыта работы

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС ООО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. На мой взгляд, патриотическое воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения. Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика? Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. В музее уместно организовывать творческие уроки общения с историческими раритетами, интерактивные викторины, основанные на материалах музейных экспозиций. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях. Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.

Развитие метапредметных компетенций. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др. В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе школьного музея прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями. Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся и проектная деятельность музея. К работе побудили следующие причины: Накоплен богатый краеведческий материал, появились новые средства обучения: компьютер и Интернет стали привычными атрибутами школьной жизни, а значит, возможность шире использовать материалы музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы, расширять дидактическую базу. Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению, но в последние десятилетия у подростков заметно снизился интерес к краеведческой теме, поисковой работе. Цель работы - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий. Многие ученики нашей школы прошли через участие в краеведческих конференциях, слетах. В последние годы эта работа всегда была связана с применением ИКТ, что способствовало привитию навыков обработки информации, развитию коммуникативных способностей учащихся; подготовке личности «информационного общества».



 

























Деятельность музея МБОУСОШ №23


Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В контексте выше изложенного в общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося. Наша школа имеет многолетнюю историю, она открыла свои двери в 1937 году, в годы войны в школе находился госпиталь Воздушно-десантной дивизии, которая дислоцировалась в городе Лосино-Петровском, в поселке Обухово проводились тренировочные прыжки с парашютом.

В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного музея Боевой Славы 99 Гвардейской ордена Кутузова Свирской воздушно-десантной дивизии, который осуществляет деятельность с 1975 года. Ранее в 1967 году был открыт памятник выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Деньги на памятник учащиеся школы заработали сами, работая на полях совхоза, на фабрике, собирали и сдавали металлолом и макулатуру. С тех пор все значительные мероприятия проводятся во дворе школы у памятника. Школа является организационной структурой способной выполнять роль центра патриотического воспитания школьников, формировать гражданскую позицию ребенка.

В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы. В учреждении имеются наработки в области музейной педагогики, которая является не только средой воспитания, но и образовательной средой. В условиях музея проводятся как музейные воспитательные мероприятия, так и занятия разных типов и видов. Актуальными формами работы по формированию гражданственности у школьников в условиях введения ФГОС являются: организация и функционирование школьного музея; реализация социальных, творческих, исследовательских проектов; внеурочная деятельность.

Заключение

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставиться задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. То есть учащиеся в школе должны приобретать не только определенную сумму знаний, но и формировать собственную систему гражданских ценностей, соотнося её с общечеловеческими. Стремление к переходу на качественно новый уровень образования, основная цель которого образование, удовлетворяющее индивидуальности личности каждого ребенка с учетом его потребностей, интересов, склонностей состоит в сочетании приспособления и обособления учащегося в условиях конкретного общества. Значимым фактором при решении данных задач является школьное историческое образование.

В связи с этим особенно важно сочетать общеисторический материал с уникальным историко-культурным наследием родного края. Изучение краеведения в школе – важнейший компонент исторического образования, основа для формирования самосознания человека. Кроме того, рассматривая роль краеведческого образования в системе школьного образования необходимо отметить, что оно играет важную роль в воспитании и обучении школьников как граждан России. На уроках истории учащиеся получают первые знания о своей малой Родине, учатся её любить. Патриотизм – это не просто декларация своих чувств.

Активность ребят на уроках возрастает, изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. Учащиеся не только

учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам. Происходит развитие умственных способностей учащихся, дальнейшая активизация их самостоятельного творческого мышления, растет стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования. Главной целью является формирование патриотического и гражданского самосознания обучающихся. Обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека.

Воспитание через вовлечение в музейную деятельность оказывает положительное воздействие на индивидуальное развитие личности, на формирование её нравственных ценностей, патриотического, гражданского самосознания.














Список используемых источников


1.Сарафанникова, Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. Народное образование, 1982. – № 5.

2. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся. Р. И. Ягудина Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.

3.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18 - 22.

4.Богомаз М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Методический портал «Гражданином быть обязан» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.smolpedagog.ru

5.Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: РИПКРО, 2003. - 234 с.

6. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).























10