Роль школьной библиотеки в формировании читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Роль школьной библиотеки в формировании читательской грамотности»

Роль школьной библиотеки в формировании

читательской грамотности

Бесакаева Оксана Мусабиевна,

педагог-библиотекарь МОБУ ГКГ

Большое место в образовательном процессе занимают самообразование, самоорганизация познавательной деятельности, приобретение школьниками способности учиться непрерывно. Библиотека важна для всех обучающихся, поскольку обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где меняется спрос на библиотечные услуги и этот спрос направлен на реализацию ФГОС.Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Необходимо добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

В условиях перехода на ФГОС библиотека гимназии сегодня становится информационно-библиотечным центром, обеспечивающим информационную поддержку. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Читательская самостоятельность школьников является важным качеством личности и необходимым навыком учебного труда. Развивать этот вид деятельности необходимо начинать с начальной школы.

Знакомстводетей с библиотекой проходит, как правило, в игровой форме. Задача школьного библиотекаря -  приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

Но чтобы читатели посещали библиотеку и были активными участниками, необходимо постоянно с ними работать, находить и использовать новые методы и технологии проведения увлекательных мероприятий.В библиотеке нашего учреждения создана непринужденная дружеская атмосфера общения с читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Книжныйфонд достаточный и в основном удовлетворяет запросы читателей.

В духовный мир читателя начальной школы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его развития – умственного, эмоционального, эстетического – и, в тоже время, способствует его дальнейшему развитию.  Школьники, достигшие 13 – 14 лет, стоят на пороге активной творческой и общественной деятельности. Библиотекарь должен способствовать формированию у них не только устойчивого интереса к книгам, но и к молодёжным газетам и журналам, так как периодическая печать очень многое может дать подросткам.

Руководство гимназии два раза в год делает подписку на периодические издания, учитывая не только все направления работы школы – темы самообразования и исследовательской деятельности, необходимые для выполнения ФГОС, но и формы, методы работы школьной библиотеки по формированию навыков культуры чтения.

Приведу некоторые наиболее активные формы библиотечной работы по воспитанию культуры чтения учащихся:

Первое - это конечно же библиотечные уроки. 

Одним из эффективных приемов формирования культуры чтения у учащихся являются библиотечные уроки. Библиотечные уроки по чтению являются частью программы «Информационная культура личности». Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные: «История и структура книги», «Спеши делать добро», «Урок успеха», уроки патриотического воспитания, мероприятия, приуроченные к юбилеям известных писателей - А.Барто, Г.Х.Андерсен, А.С.Пушкин и т.д.

 Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, представленные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей.

Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями.

Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочиваются к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.Очень помогает в моей работе серия «Профессиональная библиотека школьного библиотекаря», «Выставка в школьной библиотеке», на которую я делаю подписку каждый год. 

В эпоху Интернета Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Эпоху модернизации переживают и библиотечные выставки, адаптируясь к удаленному виду обслуживания пользователей.

Так и у нас, виртуальные выставки прочно заняли свое место в деятельности библиотеки по популяризации книги и чтения. Они мобильны, компактны, содержательны и являются актуальным проводником в обширном потоке информации. Мультимедийность выставок позволяет более эффективно решать содержательные задачи, а их интерактивность – вовлекать читателя в мир книг, создавать обратную связь.

В гимназии организован сетевой информационный ресурс - блог. Блог позволяет школьному библиотекарю решать основные задачи в работе с учащимися - продвижение чтения, воспитание интереса к книге, развитие информационной грамотности детей.  Ведется активная рассылка информации в социальной сети, что позволяет привлечь молодежный сегмент пользователей к деятельности библиотеки и дает возможность достаточно быстро установить неформальный контакт.

Литературные поэтические вечера.

 Такие вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, содействие эстетическому воспитанию, формирования литературного вкуса школьников.

Литературно-музыкальные композиции: «В гостях у королевы книг», «В мире сказок А. С. Пушкина», «Неделя детской книги посвященный Ш. Перро», «Ю. Гагарин первый космонавт». Как правило, такие мероприятия дополняются просмотром презентаций, видеофильмов. Все они в обязательном порядке сопровождаются книжными выставками, краткими обзорами по представленным книгам, а также рекомендательными беседами по прочтению данных книг.

Встречи с писателями и знатными людьми, посещение музеев.

Например, встреча с земляками-писателями, чьи книги с интересом читают дети.

Недавно прошла встреча с известным жителем нашего города - замечательным и отзывчивым человеком, врачом, писателем и поэтом Егоровым Валентином Владимировичем. Ребята подготовились к встрече и прочитали его стихи, показали инсценировку его сказок.Необычная встреча со сказочником запомнилась им надолго. И в конце встречи, учащиеся подарили подарок- сборник отзывов.

Актив школьной библиотеки.

«Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку...» - вот важная цель актива библиотеки.Обязательно стараемся задействовать учащихся из разных классов. Так дети чувствуют свою сопричастность, значимость. Они с удовольствием читают стихи, поют, танцуют, играют в сценках. Такие мероприятия содействуют творческой самореализации личности.

Наша школьная библиотека активно сотрудничает с городскими библиотеками, ребята принимают участие в городских и республиканских конкурсах: «Человек читающий», «Разукрасим мир цветами», «Жди меня», «Поэзия романтизма» и т.д.

Проводятся совместно с городскими библиотекарями лекции: посвященная к юбилею Сталинградской битвы «Но, выстоял Великий Сталинград!», в рамках месячника профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних прошла лекция «Твой друг, твои права» и т.д.

Все массовые мероприятия и формы их проведения связаны с воспитанием культуры чтения, направлены на привитие детям интереса и любви к поэзии, к книге, литературе, искусству, творчеству. «Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества». Участие в различных библиотечных, окружных и городских мероприятиях формирует у ребят обострённое чувство коллектива, своей общности.

Анализ проведённых мероприятий показывает, что интерес у учащихся школы к поэзии и художественной литературе вырос.

Ежегодноучащиеся 1-4 классов принимают активное участие в проектах«Учимся успешному чтению», «Портфель читателя»,ориентированных на приобщение школьников к культуре чтения и формирование читательской компетенции младших школьников в кругу семьи, условиях учебной деятельности и дополнительного образования второй половины дня. Ведь наша общая цель – «человек читающий» и его успешность в учебе и в жизни. «Портфель читателя» -комплект дидактических материалов, в состав которого входят: списки рекомендованной литературы для свободного чтения с краткой аннотацией к каждой книге, творческие, увлекательные задания для самостоятельной работы школьников, простые диагностические методики.

Библиотека и семья

В семье формируется личность ребёнка, его отношение к различным видам деятельности, в том числе к чтению. Важным фактором, влияющим на работу библиотеки по организации и формированию культуры чтения детей – контакты с семьёй читателя. Формы этой работы бывают индивидуальные и массовые: «Любимая книга моей семьи», Конкурс «Читаем с папой», «Читающая мама- читающая нация».

Совместно с родителями выходим на мероприятия, проводимые в районной библиотеке. Это конкурсы, викторины, юбилейные даты писателей, встречи, награждения за участие в различных мероприятиях, проводимые Городскими библиотеками.Такое сотрудничество полезно не только библиотекарю, так как содействует повышению качества его работы с читателями, но оно помогает также повышению роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.

Итак, можно сделать следующий вывод, что формированиенаправленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге никогда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней,таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.

  Все перечисленные мероприятия библиотека проводит для повышения читательской компетентности и для развития духовно-нравственного компонента в системе непрерывного педагогического образования.Благодаря умелой совместной организации этой работы мы добиваемся хороших результатов.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас