СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль Северодвинска (Молотовска) в годы ВОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья " Роль  Северодвинска (Молотовска) в годы ВОВ"предназначена для оформления родительского уголка 

Просмотр содержимого документа
«Роль Северодвинска (Молотовска) в годы ВОВ»

Роль Северодвинска (Молотовска) в годы ВОВ

Северодвинск, называвшийся вплоть до 12 сентября 1957 года Молотовском и являвшийся до недавнего времени, по существу, закрытым городом, теперь широко известен во всем мире как один из главных кораблестроительных центров Советского Союза и России. Молотовск 1938 г. Однако военная история Молотовска 1941-1945 гг. в течение длительного времени оставалась вне поля научного изучения и была недоступна для освещения в печати. Деятельность Молотовского морского торгового порта и завода № 402 (сейчас «Северное машиностроительное предприятие») наркомата судостроительной промышленности СССР в 1941-1945 гг., осуществлявшаяся в тяжелейших условиях военного времени и при предельном напряжении сил всех их работников, имела стратегическое значение. От неё зависела сама возможность получения через Белое море в запланированном объеме и в заданные сроки помощи союзников, на северном маршруте доставки которой в Советский Союз и развертывались основные события войны в Арктике.

В 1941-1945 гг. Молотовск и завод № 402 имели исключительно важное значение как место базирования советского ледокольного флота. В начале войны немецкие самолеты-разведчики произвели аэрофотосъемку Молотовска. Безусловно, не являлось для немцев секретом и то, что Молотовский порт принимал суда союзников с военными грузами. Эти факты свидетельствуют о том, что противник готовился к нападению на город, в первую очередь с воздуха, хотя нельзя было исключать и попытки атаки Молотовска со стороны моря. И все же, в ночь с 27 на 28 марта 1943г. пяти «юнкерсам» удалось прорваться к городу и сбросить 13 фугасных бомб, которые взорвались на угольном причале порта, на территории завода . Суда в порту не пострадали. Можно считать, что ПВО Молотовска, жившего большую часть войны по законам прифронтового города, со своей главной задачей – защитой от разрушения гитлеровской авиации порта и завода №402 – справилась.

Всего за войну завод № 402 отремонтировал 70 иностранных судов из 173 пришедших в Молотовск и не было ни одного случая задержки выхода судна в обратный рейс по вине судоремонтников. Капитаны судов союзников не имели претензий к заводу ни по срокам, ни по качеству ремонта. На заводе № 402 ремонтировались и советские суда, в том числе транспорты из караванов. Всего за военное время на счету завода № 402 числится 12 отремонтированных советских транспортов и служебных судов. Завод №402 осуществлял также обширную программу ремонта боевых кораблей советского флота, включавшую все виды ремонта – от текущего до капитально-восстановительного. 33 боевых и вспомогательных корабля советского ВМФ отремонтировал за годы войны завод № 402.