СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль сотрудничества учителя-дефектолога с семьей ребенка в успешности социальной адаптации младших школьников с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль сотрудничества учителя-дефектолога с семьей ребенка в успешности социальной адаптации младших школьников с нарушениями слуха»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ленинградской области «Сясьстройская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»











ДОКЛАД

Роль сотрудничества учителя-дефектолога с семьей ребенка в успешности социальной адаптации младших школьников с нарушениями слуха











Подготовила:

учитель-дефектолог Пох Е.А.

Квалификационная категория:

Первая













2024 г.

Семья выступает как равный партнер со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребенка.

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, является объектом изучения специалистов смежных областей (психиатров, психологов, дефектологов). При этом семья изучается, с одной стороны, как сама по себе требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, особую семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации. Только в психологически благополучной семье особый ребенок может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей как можно более полноценной жизни.

Идея необходимости раннего обучения и развития речи глухого ребенка в семье внедрялась передовыми сурдопедагогами уже в XVIII-XX в.в. (Флери В.И. , Рау Н.А (1926), Рау Е.Ф., Pay Ф.A., Корсунская Б.Д. (1970), Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э. И. (1991), Löwe А. (2003) и др.).

Известно, что слышащие родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными в вопросах общения и воспитания ребенка с нарушением слуха. Родители нуждаются в профессиональной сурдопедагогической и психологической поддержке. После постановки диагноза «глухота» родители теряют чувство уверенности в общении с ребенком. Они не знают, как с ним общаться, как с ним разговаривать, как его развивать, как ему помочь научиться говорить, как его воспитывать.

На сегодняшний день существуют различные научные разработки, касающиеся вопросов развития ребенка с нарушением слуха в семье – слухоречевая абилитация детей с нарушенным слухом, современный метод реабилитации глухих и слабослышащих детей (И.В. Королева, П. Янн, 2011); особенности взаимодействия детей раннего возраста с нарушением слуха с родителями (Е.П. Микшина, И.А. Валькова, 2011); содержание занятий, способствующих психофизиологическому развитию ребенка (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 2003); актуальные проблемы воспитания детей со значительным снижением слуха первых трех лет жизни (Е.И.Исенина, 1999); абилитационная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения слуха (Л.М. Кобрина, 2010).

Сотрудничество школы и семьи проявляется в оказании родителям помощи в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития, и привлечении их к участию во внеурочной работе. Организационно-педагогическая работа обеспечивает объединение совместных усилий школы и семьи по воспитанию детей с нарушенным слухом.

Индивидуальная работа школы с родителями необходима для согласования действий и оказания адекватной коррекционно-развивающей помощи конкретному школьнику со слуховым дефектом. Особое значение она приобретает для глухих родителей, которые нуждаются в дополнительных разъяснениях со стороны сурдопедагога и воспитателя. В ходе индивидуальной работы – на консультациях и в личных беседах – классные руководители, воспитатели, учителя-дефектологи совместно с родителями могут анализировать причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечать согласованные действия по их преодолению.

Эффективность педагогической деятельности учителя-дефектолога в работе с детьми с нарушениями слуха будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам слухоречевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями ребенка происходит как напрямую с родителями, так и через классного руководителя и воспитателя класса. Так, например, учитель-дефектолог может дать рекомендации по ношению слуховых аппаратов, замене вкладышей и т.д.

Также взаимодействие «учитель – семья – ребенок» происходит через выполнение заданий в тематических альбомах. Так, например, у учеников 2 класса есть именной альбом, который ребята заполняли вместе с родителями. Там содержится информация о ребенке, его семье, слуховых аппаратах\КИ, которая дополняется фотографиями. Также в этом альбоме есть страницы с заданиями, словарем по темам: «Семья», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», «Части тела» и др. Выполняя задания вместе с ребенком, родители закрепляют словарь, знания, вместе проводят время с пользой.

Детские праздники, совместные мероприятия также благоприятно влияют на успешность работы. Например, при подготовке к участию в конкурсе чтецов, материал для выступления обсуждался совместно с мамой ребенка.

Общение по средством видеосообщений через интернет. Ребятам интересно записывать видеосообщения, голосовые сообщения и отправлять их родителям, ждать обратную связь. Также родители получают фотографии, видеосюжеты с занятий, на которых даны примеры игр и упражнений с детьми.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства слухоречевого развития ребенка невозможно, если усилия сурдопедагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Успешность социальной адаптации зависит от степени включенности родителе в этот процесс, а также решает ли сурдопедагог в этом процессе основные задачи, а именно: помощь родителям в уменьшении нервного стресса, связанного с нарушением слуха у ребенка, обретения чувства психологической стабильности; вовлечение родителей в процесс абилитации ребенка; помощь родителям в приобретении уверенности в собственных действиях.


Список литературы


  1. Загородняя О.Ф. Воспитание и развитие ребенка с ограниченными возможностями в семье.// Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 19-20 марта 2009 г.).- Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2009. – с. 53-58.

  2. Королева И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов СПб.: КАРО, 2011

  3. Королева И.В. Семейно-ориентированный подход в коррекционной работе с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.kz/download/zhurnal_st/st3614.pdf

  4. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.

  5. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учебное пособие для студентов.– М.,2003