Тема: «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника».
Актуальность темы: проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка.
Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая педагогика.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми,
при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная
активность и коммуникативные умения и навыки.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Роль социо-игровых технологий в развитии личности ребёнка дошкольника» путём самообразования.
Задачи:
•изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
•создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
•освоение современных технологий и методов организации игры;
•разработка перспективного планирования и проведения сюжетно - ролевых игр в группе;
•классифицирование игр для воспитания всесторонне развитой личности ребёнка;
•проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
•повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
•повышение личной компетентности в данном вопросе.
•подготовить выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на педсовете;
•презентация «Социо-игровые технологии в детском саду»;
•обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
•развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры.
Срок реализации: 2 года (2016-2018 год)
Предполагаемый результат (педагог):
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (социо-игровая);
- повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков,
профессионализма и творчества;
Предполагаемый результат (дети):
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию; - у детей развито речевое взаимодействие; - сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; - у них нет чувства страха за ошибку.
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развитие всесторонне развитой личности.
2 этап. Аналитический
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Теоретическая часть: 1. Изучение методической литературы по данной проблеме: 1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008. 2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008. 3. Букатов В. М. « Бабочка социо - игрового стиля обучения». 4. Давыдов А. «Играя, растём и умнеем». – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 5. Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения». – СПб.: Издательство «Речь», 2001. 6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике», Красноярский краевой институт усовершенствования учителей.– Красноярск, 1990. 2. Поиск материалов в Интернете: http://www.maam.ru/ http://www.moi-univesitet.ru.//; «Из закромов социо-игровых приёмов обучения дошкольников», Открытый урок: www.openlesson.ru | в течение года в течение года |
3 этап. Организационный
№ | Содержание работы | Сроки |
2 | Практическая часть: 1. Составление перспективного плана 2. Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе. 3. Написание отчёта о проделанной работе, выступление с ним на педсовете | сентябрь октябрь-май май |
4 этап. Завершающий
5 этап. Презентационный
Перспективный план работы с применением социо-игровых технологий
Тематика игр | Цель | Название игр и упражнений | Срок проведения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Игры для рабочего настроя | Пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть. | «Буквы-загадки» «Эхо» «Волшебная палочка» «Неиспорченный телефон» «Летает - не летает» «Рыба-птица-зверь» | В течение года |
Игры-разминки (разрядки) | Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьёзного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Они могут использоваться педагогом для разрядки трудоёмкой и затянувшейся работы или наоборот, ожидания, т. к. дадут детям возможность размяться не демобилизовываясь. | «Руки – ноги» «Заводные человечки» «На 5 органов чувств» «Слова на одну букву (звук)» «Ловить зверушку» «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до». «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Запрещённое движение», «Земля, воздух, огонь, вода», «Да-Нет», «Карлики-великаны» «Тень», «Путаница» |
Игры социо-игрового приобщения к делу | Могут использоваться педагогами в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. | «Эхо» «Спор предлогами» «Рассказ-рисунок о том, что вижу» «Составь слово» «Пишущая машинка» «Знаки препинания» «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Пожелание» |
Игры творческого самоутверждения | Эти игры имеют свою специфику: при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. | «Стихи по ролям» «Заданные слова» «Тело в деле» «Фраза с заданными словами» «Собрать диалог» «Браво», «Сценки-истории», «Животные» |
Игры вольные (на воле) | Включают игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения. | «Воробьи – вороны» «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает» «Слова на одну букву (звук)» «Люблю – не люблю» «Встань по пальцам» «Зеркало» «Изобрази профессию» «Повторяй движения» «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» |
Игры на развитие экологических представлений | Развитие творческого воображения, абстрактного мышления, изобретательности, внимания, умения составлять описательный рассказ, фантазии, наблюдательности, речи, положительных эмоций. | «Ходьба по облакам» «Волшебная палочка» «Почтовый ящик» «Вкусные вещи» «Сказочное растение» «Рисунок в несколько рук» «Превращения» «Домашние животные» «Волшебный лес» «Фантастические гипотезы» «Животный мир» «Постановка необычных проблем» «Нелепые картинки» «Необычное животное» «Фантастический образ» «Незаконченные рисунки» «Изобретатель» «Подписи к фотографиям» «Тропинка» «Неоконченные рассказы» «Королевство сказок» | |
Игры на развитие творческого воображения | Развитие наблюдательности и внимания, речи, творческого воображения, мышления, умения вникать в логику других, согласовывать свои действия с другими, положительных эмоций. | «Волшебники» «Цепочка слов» «Бином фантазии» «Творческая ошибка» «Оживление предметов» «Конструирование загадки» «Создание лимерика» «Лжезагадки» «Стеклянный человечек» «Полиномы фантазии» «Салат из сказок» «Сказка наизнанку» «Перевирание сказки» «Сказка в заданном ключе» «Что было потом» «Фантастический анализ» «Карты Проппа» «Лжезадачи» «Великие кляксы» «Что у меня получится» «Я придумал это САМ!» «Несуществующее животное» «Восхитительные облака» «Три краски» «Наши закорючки» «Зеркальное отображение» «Чертим и строим» «Вообрази и расскажи» «Ассоциации» «Приключение» «Слушай и рисуй» |
| | | |
| | | |
Тема игры-занятия | Работа с родителями | Сроки |
«Знакомство с русской народной сказкой «Хаврошечка» (о о развитие речи) | 1. Консультация «Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника» 2. Консультация «Зачем детям игры» | Сентябрь-ноябрь 2016г. |
«Поможем рыбкам» (о о развитие речи) | 1. Консультация «Социо-игровой стиль» в работе с детьми» 2. Рекомендации «Играйте с детьми дома!» 3. Мастер – класс «Игровые технологии в работе с родителями» | Декабрь-февраль 2017г. |
«Закрепление счёта 10» (о о познавательное развитие) | 1. Консультация «Играя, учимся общаться» 2. Беседа «С детьми играть – ум, душу развивать!» 3. Буклет «Социоигровые технологии» | Март-май 2017г. |