СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль современной детской музыкальной школы в воспитании детей"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновавационные и традиционные методы работы современной школы искусств.

Просмотр содержимого документа
«"Роль современной детской музыкальной школы в воспитании детей"»













Методическая разработка:

«РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»









Подготовила преподаватель

I квалификационной категории МБУ ДО «Тереньгульская

детская школа искусств»

Борисова Н.И.












Тереньга 2023 год



В статье рассматриваются традиционные формы обучения, а также мероприятия, которые разработаны и проводятся на фортепианном отделении. Обозначена роль педагога, устанавливающего музыкально-творческий и психологический контакт с учеником, свой подход к воспитанию. Ключевые слова: традиции в обучении, творческая деятельность, воспитание.

Учение – это лишь один из лепестков того

цветка, который называется воспитанием в

широком смысле этого понятия. В воспитании

все главное – и урок, и развитие

разносторонних интересов детей вне урока, и

взаимоотношения воспитанников в

коллективе. Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта, а прежде всего

воспитание человека.

В.А. Сухомлинский


Работа современных детских музыкальных школ ставит своей целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Преподаватель в значительной мере формирует личность ребенка, воспитывает его характер, развивает его культуру и художественный вкус, содействует пробуждению у него активного интереса к музыке и, наконец, формирует его как музыканта-исполнителя, подготавливая в художественном и техническом отношении к практической музыкальной деятельности. Позиция преподавателей нашего отделения – ученик должен как можно больше играть и выступать. Сценическая закалка, концертный опыт незаменимы. Никакими занятиями в классе, пусть даже самыми подробными и углубленными, не заменить творческого состояния концертного выступления, подъема и напряжения всех духовных сил. Артистизм, как известно, дан исполнителю от природы, а исполнительскую волю можно и нужно воспитывать и закалять. Главное, что должен понять юный исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Преподаватели чтут традиции, которые сложились на отделении в течение многих лет. Регулярно все преподаватели фортепианного отделения собираются на методические совещания, где обсуждается план работы, подводятся ее итоги. Также на методических совещаниях преподаватели проводят тематические открытые уроки с обучающимися. Учебная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным на методическом совещании. В течение полугодия обучающиеся изучают 6–8 произведений, часть которых исполняют публично, остальные сдают на контрольных уроках. В октябре - ноябре обучающиеся 2–4 классов сдают первый технический зачет, в феврале месяце второй , в два этапа. Первый этап включает в себя: гаммы ( в прямом и противоположном движении, в терцию; аккорды, арпеджио) диезных тональностей; упражнения Ш. Ганона под №1–5 (по классам); исполнение этюда. Второй этап – гаммы (в прямом и противоположном движении, в терцию; аккорды, арпеджио) бемольных тональностей; (по классу), чтение нот с листа, музыкальные термины .В декабре на академическом концерте обучающиеся 1 класса исполняют два разнохарактерных произведения; 2–4 классы исполняют полифоническое произведение и пьесу. С сентября каждый преподаватель начинает работу над постановкой рук, знакомство с нотной грамотой, разучивает с учеником упражнения на различные виды техники. Конечно, все преподаватели и учащиеся нашего отделения принимают активное участие в жизни школы. С первого октября мы проводим мероприятия посвященные «Международному дню музыки» и «Международному дню пожилого человека», а также «Посвящение первоклассников в музыканты!» Это стало традицией в нашей школе. Стараемся, чтобы в концертной программе были представлены разные жанры, от классики до современных произведений. В том числе выступают сами преподаватели, демонстрируя пример исполнения инструментальной музыки на различных инструментах, пение романсов, русских народных песен и т.д. В течение года проводим лекции – беседы, не только для своих учащихся, но и для учащихся Тереньгульского лицея при УлГТУ, которые с удовольствием слушают беседы о жизни и творчестве выдающихся композиторов, что способствует расширению их кругозора. Они учатся слушать и понимать классическую музыку, знакомятся с шедеврами музыкального искусства. Рассказывая о композиторах, об истории создания произведений, слушаем творческое наследие этих композиторов. Классные часы проходят в теплой, дружеской атмосфере и очень нравятся детям и их родителям. В преддверии праздников 23 февраля и 8 марта мы проводим праздничные концерты, на которых поздравляем наших дорогих пап и мам. Родители и особенно дети очень ждут эти концерты, с удовольствием выступают на большой сцене с лучшими музыкальными номерами, показывая свои таланты. Преподаватели стараются подготовить интересные, яркие номера, красивые стихи и обязательно выступают хоры ДШИ: первоклассников «Улыбка» и старший хор «Мечта». В заключение концерта все вместе фотографируются: преподаватели, ученики и родители. В феврале наши ученики принимают участие в школьном конкурсе на лучшее исполнение этюдов. В апреле проводится традиционная «Неделя музыки» с приглашением детей 1- 4 классах МОУ «Тереньгульский лицей» при УлГТУ.

Преподаватели рассказывают о музыкальных инструментах, о строении и истории их создания, а учащиеся с удовольствием играют на них. Также стало доброй традицией ежегодно, в апреле месяце, проводить отчетный концерт детской школы искусств, на котором подводим итоги школьных конкурсов на лучшее исполнение и награждаем победителей. Выбираем на концерт самые лучшие, интересные концертные номера, даем возможность выступить на своей сцене участникам и лауреатам конкурсов различных уровней: зональных, областных, межрегиональных, всероссийских, международных. Дважды в год преподаватели проводят родительские собрания с концертом учащихся. В мае месяце обучающиеся 1–4 классов сдают переводной экзамен в следующий класс: ученики 1–3 классов исполняют произведение крупной формы и пьесу; 4 классы исполняют 3 произведения: крупную форму, пьесу и этюд. «Зачет по развитию творческих навыков у учащихся» или «Творческое музицирование» – так называется зачет, который проводится на фортепианном отделении ежегодно в мае. Этот зачет очень нравится нашим ученикам. Требования к зачету: 1. Собственное сочинение. Сочинение исполняют по желанию, некоторые обучающиеся сочиняют музыку на стихи и с удовольствием поют. Если у ребенка есть желание представить сочинение на зачете, особенно у начинающих, но у него не все получается, то помогают преподаватели. Объясняют простейшие аккорды T-S-D в тональности; здесь просматривается межпредметная связь с теоретическими предметами. 2. Чтение нот с листа. Материал для чтения с листа даем на 1–2 класса ниже в зависимости от способностей каждого ученика и время 5–7 минут. 3. Подбор по слуху и транспонирование – проходит в двух вариантах: – каждый преподаватель на уроках готовит определенную песенку («Василек», «Гуси», «Едет паровоз» и более сложные для обучающихся старших классов) и учит ребенка подбирать от всех белых клавиш. 4. Самостоятельный разбор произведения. Во время зачета преподаватель дает любое произведение (I период) по классу и просит ученика в течение 20 минут сделать самостоятельный грамотный разбор произведения и исполнить его. Задачи и цели данного зачета формируют следующие музыкальные способности и интересы детей: – Свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации, иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно его расширять. – Подбирать по слуху понравившуюся мелодию. – Музицировать (импровизировать и сочинять) в разных жанрах. – Любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус. – Расширить эмоционально-чувственное восприятие и развить образное мышление. – Общаться с инструментом как со своим вторым «я», получать от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции. Мы считаем, что это важный вид творчества. Суть детского музицирования не в выполнении сложных задач. Ребенок развивает творческие навыки, решая простые проблемы. Благодаря музицированию дети получают возможность для самовыражения. Обучение игре на инструменте не должно ограничиваться только лишь разучиванием пьес «по программе», гамм, этюдов и упражнений. Видный музыкальный деятель Болеслав Леопольдович Яворский писал, что «…одной из главных задач при воспитании ребенка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности» [7, с. 68]. Особый подход на отделении к выпускникам: уже с декабря они показывают свою выпускную программу, начиная с одного произведения и прибавляя каждый месяц по одному произведению. В итоге к марту выпускники исполняют программу выпускного экзамена наизусть. В последующие месяцы работают над художественным и техническим исполнением каждого произведения, стараясь довести его до совершенства. В апреле выпускники сдают прослушивание программы – допуск до выпускного экзамена. В конце мая выпускники сдают экзамен и подводят итог своего обучения в ДМШ. Завершается учебный год проведением выпускного вечера. Очень интересно проходит это мероприятие. Наши выпускники не только музыкально исполняют любимые произведения ,но и эмоционально поют, танцуют, участвуют в различных сценках. В знак благодарности родители готовят сладкий стол для выпускников и в конце запускаем праздничный салют в вечернее небо. Большое значение имеют встречи в стенах нашей школы с нашими бывшими выпускниками, которые обучаются в средних учебных заведениях г.Ульяновска, а также с учащимися ДМШ, ДШИ других школ. Подобные мероприятия, проводимые с целью обмена творческим опытом между преподавателями и учащимися, а также содействия развитию юных дарований, сохранения музыкальных традиций и воспитания музыкальной культуры подрастающего поколения, стали уже традиционными. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Глубоко прав Д.Б. Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» [4, с. 45]. Эти слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми, ищущего музыкально-творческий и психологический контакт с учеником, свой подход к воспитанию.

Литература: 1. Алексеев, А. Методика обучения игре на фортепиано/ А. Алексеев. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. 2. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой/ А.Д. Артоболевская. – М.: Советский композитор, 1992. 3. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей/ Н.А. Асташова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 4. Кабалевский, Д.Д. Воспитание ума и сердца/ Д.Д. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1981 5. Ребенок за роялем/ под ред. Я. Достал. – М.: Музыка, 1981. 6. Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1975. 7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. – М.: Наука, 1985.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!