СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль сравнений в рассказе В.П.Астафьва "Васюткино озеро"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет в создании пособия для обучающихся по теме "Изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении"

Просмотр содержимого документа
«"Роль сравнений в рассказе В.П.Астафьва "Васюткино озеро"»

1924 -2001 Тема: Роль сравнений в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1924 -2001

Тема: Роль сравнений в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Золото листьев – листья жёлтые, как золото. Дремлет лес – лес неподвижен, как будто он дремлет. Любое  образное выражение можно свести к сравнению

Золото листьев –

листья жёлтые, как золото.

Дремлет лес – лес неподвижен, как будто он дремлет.

Любое образное выражение можно свести к сравнению

метафора - истоки «В сравнении сравнение гипербола  метонимия литота  образа» поэтического

метафора

- истоки

«В сравнении

сравнение

гипербола

метонимия

литота

образа»

поэтического

« Сравнение вносит удивительную ясность в самые сложные вещи», - К.Г.Паустовский

« Сравнение вносит удивительную ясность в самые сложные вещи», - К.Г.Паустовский

Сравнения в нашей речи выполняют не только изобразительную, но и разъяснительную функцию

Сравнения в нашей речи выполняют не только изобразительную, но и разъяснительную функцию

«Будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья» В сравнении выделяется предмет сравнения – листья, образ сравнения – пластинки свёклы и признак сходства – по цвету и форме

«Будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья»

В сравнении выделяется предмет сравнения – листья, образ сравнения – пластинки свёклы и признак сходства – по цвету и форме

Средства выражения сравнений  Сравнительные союзы: Синтаксическое  «Ореховая скорлупа трещала под ногами, как осенний ледок на лужах» Похож на, напоминает, кажется, смахивать, подобен, сходен и т.п . как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др.  Лексическое Морфологическое  Использование формы творительного падежа «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» «Шишки, попорченные кедровками , напоминали комочки сотов»  «Облака спрессованной ватой ложились на тайгу»

Средства выражения сравнений

Сравнительные союзы:

Синтаксическое

«Ореховая скорлупа трещала под ногами, как осенний ледок на лужах»

Похож на, напоминает, кажется, смахивать, подобен, сходен и т.п .

как, как бы, как будто, ровно, словно, точно и др.

Лексическое

Морфологическое

Использование формы творительного падежа

«Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»

«Шишки, попорченные кедровками , напоминали комочки сотов»

«Облака спрессованной ватой ложились на тайгу»

1956 г.

1956 г.

Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро» «Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»  Изображение внутреннего состояния героя

Функции сравнений в рассказе «Васюткино озеро»

«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»

Изображение внутреннего состояния героя

«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького мужичка, вышел из избы» «Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…» «Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук»  В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям. Сравнение изображает внешность героя.

«Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого , маленького

мужичка, вышел из избы»

«Выберется ли из тайги? Затерялся в ней, точно песчинка…»

«Кра-кра-кра! – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук»

В сравнении проявляется отношение автора к герою, отношение героев к другим героям.

Сравнение изображает внешность героя.

«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным» Сравнения используются для описания природы

«…в лес спускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Казалось, положи на гладкую поверхность воды ломтики картошки, они мигом испекутся, запахнет горелым и вкусным»

Сравнения используются для описания природы

«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох» «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь»  Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир

«Голос его (Васютки) пролетел немного над тайгой и упал невесомо – кедровой шишкой на мох»

«В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь»

Широки возможности сравнения «расцветить» и «озвучить» мир

«Понёсся, как леший» (О глухаре) «Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья» Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным

«Понёсся, как леший» (О глухаре)

«Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья»

Широки возможности сравнения сделать мир живым и подвижным

«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером» Сравнения В.П.Астафьева отличаются выразительностью, смысловой точностью, придают описанию тайги и путешествию Васютки особую наглядность, изобразительность, эмоциональность.

«Может видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером»

Сравнения В.П.Астафьева отличаются выразительностью, смысловой точностью, придают описанию тайги и путешествию Васютки особую наглядность, изобразительность, эмоциональность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!