СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль старшего поколения в изучении жанров татарского фольклора на уроках гуманитарного цикла в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о значении фольклора малой Родины на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Роль старшего поколения в изучении жанров татарского фольклора на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

РОЛЬ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ЖАНРОВ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Анисимова Е. П.

Учитель МБОУ «Гимназия №40» г. Казани, Республики Татарстан


Всем известна пословица: «Без прошлого — нет будущего» И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего». Младший школьный возраст – период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому именно в этом возрасте правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с благотворными устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями, уходящими в далекое прошлое, ведь Россия — многонациональное государство: рядом живут люди разных национальностей, дети разных национальностей учатся в школах…и поэтому очень важно, чтобы крепла культура «малых» народов, её традиции, обычаи, история. Ведь, в-первую очередь, если человек не знает и не чтит своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа, и поэтому без знания родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к истории и традициям других народов. Именно материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, способствует тем самым укреплению связей между поколениями. Для этого в учебно-тематические планы по всем предметам включаю (там, где это возможно) этнокультурный татарский компонент. Интересные задания по пословицам- найти аналогические пословицы в татарском фольклоре, интересна эта работа для ребят 3-4 классов. Им даю несколько русских пословиц, а они дома ищут самостоятельно или с помощью старших аналог этих пословиц из фольклора татарского народа. Например:

Русские пословицы

Татарские пословицы

1.Нет дыма без огня.

2. У семи нянек дитя без глазу.

3.Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

1.Без ветра листья не колышутся.

2.Где много пастухов, там все овцы передохнут.

3.Дожидаясь гуся, не упусти утку.

Или на уроке даю задание найти одинаковые по смыслу пословицы русского и татарского народа:

Русские пословицы

Татарские пословицы

1.Делить шкуру убитого медведя.

2.Плетью обуха не перебьёшь.

3.Терпение и труд всё перетрут.

1.Делать колыбель неродившемуся ребёнку.

2.Крылья мухи не смогут разбить стекло.

3.Старательный и в камень гвоздь забьёт.

А вот такой материал можно давать на уроках в 4 классе по ОРКСЭ, когда ребята знакомятся с обычаями и традициями своей малой родины- составить кроссворд по теме: «Национальный татарский костюм», (можно предложить и другие темы)

Таким образом, в течение учебного года, дети по крупицам, ненавязчиво, исподволь, получают множество важной информации о духовном опыте своего народа и народов, живущих рядом.

Литература 1.Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. - Москва: Просвещение, 1995 2.Снегирёв И. М. Русские народные пословицы и притчи. –М: Книга по требованию, 2012г.-550 стр.