Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 Чулымского района
«Роль технологии критического мышления в развитии читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»
Учитель начальных классов
Тишонок Ирина Михайловна
2022г.
Оглавление
Введение
Основная часть
Теоретические основы формирования читательской грамотности средствами технологии критического мышления
1. 1Читательская грамотность.
1.2 Сущность технология критического мышления (РКМЧП)
Практическое применение приемов технологии критического мышления
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников стоит на первом месте при обучении литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младшего школьника зависит его уровень успеваемости в старших классах. Читательская грамотность сегодня анализируется как один из главных параметров готовности жить в современном обществе.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели выделяется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Развитие читательской грамотности - это ступень к функциональной грамотности, способность самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретѐнные знания для решения личных и социальных
жизненных задач. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися ООП НОО, в качестве результата рассматривается формирование у школьников универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. «…достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития,
то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий».
В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность. Например, одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 4 класс, русский язык):
«умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста». Оно является одной из проблемных зон достижения планируемых результатов.
Согласно международной программе исследования качества обучения PIRLS, российские школьники находятся статистически ниже по уровню читательской грамотности, чем их ровесники из стран Организации экономического сотрудничества и развития. Россия отстаѐт от значимых показателей развитых стран, которые участвуют в международном исследовании, следствием чего является неподготовленность выпускников российских школ к успешной деятельности в современном информационном мире. Таким образом, существует необходимость решать проблемы
формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую грамотность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Этим и объясняется актуальность выбора темы «Роль технологии критического мышления в развитии читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения»
Цель: раскрытие возможности формирования читательской грамотности средствами технологии критического мышления на уроках литературного чтения.
Для достижения этой цели, на мой взгляд, необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть условия и механизмы формирования читательской грамотности младших школьников средствами технологии критического мышления;
-выбрать приемы технологии критического мышления, которые будут приемлемы для младших школьников;
-показать практическое применение приемов и методов технологии развития критического мышления как средство формирования читательской грамотности.
Практическая значимость-использование полученных результатов при обучении младших школьников чтению для повышение уровня читательской грамотности.
Теоретические основы формирования читательской грамотности средствами технологии критического мышления
1.1 Читательская грамотность
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования PISA в 1991 г.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
Умения, целиком основанные на тексте:
-извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, сделать простые выводы;
Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя:
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования. Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
Технология критического мышления обеспечивает наполнение урока специфическим содержанием, а выбор приемов и способов освоения произведения, позволяет сформировать необходимые читательские умения.
1.2 Сущность технология критического мышления (РКМЧП)
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
-формировать навыки написания текстов различных жанров;
-развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
формировать коммуникативные навыки и ответственность за знание.
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
-пользоваться различными способами интегрирования информации;
-задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения и других;
-способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
-брать на себя ответственность;
-участвовать в совместном принятии решения;
-выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
-умение сотрудничать и работать в группе и др.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.
Для стадии вызова характерны следующие приемы:
«Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Кластер», «Мозговой штурм»,
«Ассоциации», «Круги на воде».
Для стадии осмысления характерны следующие приемы:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет»,
«Сводная таблица», «Уголки», «Лови ошибку», «Логические цепочки»,
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Ромашка Блума»,
«Взаимоопрос», «Сюжетная таблица», «Лови ошибку», «Перекрестная дискуссия».
Для стадии рефлексии характерны следующие приемы:
«Шесть шляп», , «Синквейн», , «Толстые и тонкие вопросы», , «Эссе»,
«Рафт», «Последнее слово за мной», Свободное письмо», «Кубик Блума»
Практическое применение технологии критического мышления
Не все приемы технологии критического мышления могут работать в начальном звене, но часть из них можно взять для работы в младших классах. В начальной школе мы можем преподать лишь основы этой технологии, так как ребѐнок 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Дети, начиная обучаться в школе, обладают достаточно развитым конкретным мышлением. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определѐнным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школы большинство школьников должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
В своей практике я ввожу приемы ТРКМ постепенно начиная со второго полугодия 1 класса.
класс - «Верные и неверные утверждения», «Кластер», «Чтение с остановками»
класс - «Круги по воде», «Перепутанные логические цепочки», «Лови ошибку»
класс - «Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей», «Мозговой штурм»,
«Разбери слово по буквам»
класс - «Письмо по кругу», «ЗХУ», «Ромашка вопросов или ромашка Блума», «Дерево предсказаний». «Синквейн»,
В течение каждого учебного года вводятся новые приемы и отрабатываются уже знакомые. Исходя из особенностей класса, приемы можно вводить и в другой последовательности, выбирать более простые.
Для работы на уроках литературного чтения использую тетрадь в клетку. В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте начинается подготовительная работа по введению приемов технологии. Рисование для ребят наиболее легкий способ познания нового. С помощью рисунка (схемы, чертежа) проще понять и принять предложенный к изучению материал.
Подготовительная работа происходит следующим образом.
Тетрадный лист делится на 4 части. В каждом окошке, по мере изучения материла урока, появляется запись.
класс - уроки обучения грамоте
Звуковая схема слова, выделение и цветовая характеристика изучаемого звука | Слоги с изучаемой буквой (печатание) |
Изучаемая печатная буква | Игра «Украшаем букву» |
Наполняемость последнего « окошка» меняется. Игра «Украшаем букву» меняется на печатание слов и предложений с изучаемой буквой. При рефлексии ребята используют данную таблицу.
При работе над литературными произведениями таблица меняется .
Автор, название произведения | Рисунок к произведению |
класс-3 класс
Автор, название произведения | Рисунок к понравившемуся отрывку |
Герои | |
Главные | |
Положительные | |
Отрицательные | |
4класс
Автор, название Главные герои | Главная мысль |
План произведения | Мое отношение к прочитанному или письмо к другу (2-3 предложения |
При рефлексии ребята используют данную таблицу.
Такая работа помогает младшим школьникам выделять главное, распределять информацию по блокам и видеть взаимосвязь информации, работать в таблице, собирать «мозаику» произведения.
Все материалы, которые ребята собрали в своих тетрадях, могут быть использованы при ответах на тестовые вопросы и при выполнении текущих проверочных работ. Лимит использования оговаривается конкретно в каждом случае
Подготовкой к введению приема «Верные и неверные утверждения» служат задания в которых нужно выбрать верность или неверность утверждения с помощью знака (фигуры). Верно - квадрат, неверно-кружок. Затем с помощью цветных карандашей идет оценка своих знаний. Красный цвет-все было понятно, желтый - были трудности, некоторые вопросы были неясны, синий- ничего не понял.
При работе над произведением, предлагается придумать вопросы по содержанию. Оговаривается что значит «тонкие и толстые вопросы». Дается таблица-схема. Сначала задаются пробные вопросы с последующим их анализом. Потом работа в парах. Дети задают друг другу вопросы, роли распределяются кто какие вопросы готовит. Выслушиваются пары. Далее каждый может задать вопрос, определяя каким он будет, и выбирая, того кого он хочет спросить. Прием «Кластер» использую при обобщении материала по темам «Литературные жанры», «Устное народное творчество». При работе над характеристикой героя - составить рассказ о герое по кластеру. В тетрадях и на доске происходит составление кластера. Сначала с помощью учителя и карточек с вариантами, далее с помощью учителя без карточек, и последний этап – самостоятельное составление кластера .
«ЗХУ». Данный прием хорошо себя зарекомендовал при знакомстве с жизнью и творчеством поэтов и писателей. Составляя таблицу, ребята указывают то что знают об авторе, что хотят узнать. В домашнем задании предлагается узнать в энциклопедии, сети Интернет интересные факты об авторе. Записать в тетрадь 1-2 предложения. На следующем уроке ребята рассказывают ту информацию, которую узнали. Затем вноситься информация в третий столбик таблицы .
Все материалы, которые ребята собрали в своих тетрадях, могут быть использованы при ответах на тестовые вопросы и при выполнении текущих проверочных работ. Лимит использования оговаривается конкретно в каждом случае.
Рассмотрим, на примерах фрагментов уроков, как приемы технологи критического мышления способствуют формированию читательской грамотности .
Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным». Прием «Дерево предсказаний»
Учитель размещает на доске условное обозначение «дерева предсказаний»
Попытайтесь представить, кто может быть героем этого произведения?
Предположите, о чем может быть произведение с названием «Тайное становится явным». Какое «тайное» могло произойти с героем этого произведения и как оно могло стать «явным»?
Учащиеся знакомятся с названием произведения. Учитель предлагает определить, о чем может быть произведение с таким названием. Учащиеся работают в группах, строят предположения по развитию сюжетной линии рассказа. Высказывают предположение, о чем данный рассказ, кто главный герой и как «тайное» могло стать «явным». На стадии рефлексии учитель возвращает учащихся к «Дереву предсказаний».
Тема урока: Н.М. Артюхова «Трусиха» Прием «Круги по воде»
Учитель записывает в столбик слово трусиха и предлагает учащимся подобрать существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме, на каждую букву слова, а потом составить из этих слов небольшой рассказ. Учащиеся подбирают слова, которые учитель записывает на доске, а затем в группах составляют из этих слов небольшие рассказы.
Т - трусливый, «Трус не играет в хоккей!»; Р - ребенок, разум;
У - убегать, умный;
С - сильно бояться, сила, смелость, стеснительный; И - испугался;
Х - хитрый;
А - авария, альпинист;
Тема урока: И.Крылов «Стрекоза и муравей» Прием «Корзина идей»
Учитель размещает на доске модель корзины, поясняя, что в неѐ мы собираем все идеи по теме сегодняшнего урока. Далее сообщает тему урока.
Предлагает группам ответить на следующие вопросы.
Организация деятельности: дети работают по вариантам.
вариант - о муравьях;
вариант – о стрекозах;
Учащиеся знакомятся с названием произведения, работают в группах.
Выписывают информацию, которую знают по теме, а затем выписывают из источника, предложенного учителем. Предполагают, как связаны стрекоза и муравей в предложенном произведении. Предложения и идеи не критикуются и не оцениваются. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Корзине идей чтобы подвести итог урока.
Тема урока: В. Осеева «Почему?»
Прием 1. «Перепутанные логические цепочки»
Учитель после ознакомления с содержанием произведения предлагает вспомнить все события рассказа, восстановив их правильный порядок.
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своѐ почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке!
Бум один на крыльце.
- Все ли верно? Укажите с помощью чисел правильный порядок. Учащиеся работают в паре. Совещаются, восстанавливают порядок событий.
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
Сверяют свой ответ с ответом товарищей. Доказывают свой выбор.
Прием 2. «Лови ошибку»
Учитель: У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок.
Учащиеся читают отрывок.
«Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула
и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
Папина чашка… повторяла она. Потом подняла глаза и спросила: -Это ты? Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
Это, это Бум!
Бум? – Мама поднялась с колен и переспросила: - Это Бум?» Учитель: Найдите такой же отрывок в учебнике. Сравните два отрывка. Что я изменила или пропустила?
Учащиеся отмечают разницу в текстах. Учитель фиксирует в таблице на доске:
Отрывок с ошибками | Отрывок из учебника |
встал со стула подняла руки повторяла она и спросила и переспросила | сполз со стула закрыла лицо руками горько повторяла она с упреком спросила и медленно переспросила |
Учитель: Докажите, что замена лексического значения слов и пропущенные слова играют важную роль.
Учащиеся работают в паре (группе), совещаются, доказывают словами
и действиями, что замена лексического значения слов и пропущенные слов играют важную роль.
Тема урока: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Прием «Чтение с остановками»
Учитель при подготовке к уроку делит текст на законченные смысловые части. На стадии осмысления организуют деятельность детей, используя прием
«Чтение с остановками».
Учащиеся читают произведение с остановками. Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают предположения по дальнейшему
развитию событий сказки. Сопоставляют свои предположения с фактами. План чтения и примерные вопросы:
Чтение до 1 остановки. (А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? - спрашивает тѐтя Наташа.)
-Почему тѐтя Наташа не узнала мальчика по голосу?
Предположите , что могло случиться с голосом Пети? (мог простыть, заболеть)
-Запомните свои ответы.
Чтение до 2 остановки. (Крикнул он басом - Мама! – и выбежал прочь из школы.)
Сбылось ли наше предположение? Какое?
Почему же голос у Пети был хриплый?
-Испугался ли Петя, увидев в зеркале худого бледного старика?
-Из каких слов это видно?
Предположите, куда он мог побежать?
Запомните свои высказывания.
Чтение до 3 остановки. (Отвернулся бедный Петя и пошѐл куда глаза глядят).
-Совпали ваши высказывания с текстом сказки? Какие?
-- Почему мама не помогла Пете?
-Как вы думаете , куда мог отправиться Петя?
-Запомните свои высказывания.
Чтение до 4 остановки. (Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул).
Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие?
Предположите, что увидит Петя, когда проснется?
Чтение до 5 остановки. ( замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что он услышал).
-Что удивило и напугало Петю в поведении этих ребят?
Как вы думаете , что мог услышать Петя?
Чтение до 6 остановки. ( - Сейчас скажу, - ответил Сергей Владимирович).
Совпали ли ваши предположения с текстом сказки? Какие?
Предположите, как могут вернуть молодость герои сказки?
Запомните свои высказывания.
Чтение до 7 остановки. ( И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков- школьников.)
-Совпали ли ваши предположения со сказкой? Какие?
Прибежит Петя в город. Скажите, а как он узнает тех стариков- школьников, которые ему нужны?(поведение, внешний вид).
Чтение до 8 остановки. (Чтобы не терять времени даром , сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.)
-Какие ваши предположения совпали с текстом сказки?
-Ребята торопились, они очень хотели вернуть молодость Предположите, что может произойти в доме волшебников?
-Запомните свои высказывания.
9). Чтение до конца.
-Совпали ли ваши предположения ? Какие?
-Понравилось ли вам произведение?
-К какому литературному жанру оно относится ?(авторская литературная сказка)
-Какой предмет в литературной сказке Шварца является волшебным? (часы-ходики)
-Можно ли в реальной жизни провести такой опыт с часами, чтобы вернуть прошлое?
Тема урока: В. Гаршин «Лягушка-путешественница» Прием «Ромашка Блума»
Учитель транслирует на экране ромашку (делает заготовку ромашки вопросов). "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса: уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические.
После знакомства с произведением учитель формулирует задание. Предлагает выбрать лепесток. Примерные вопросы разного типа: Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полѐта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки? Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой? Учащиеся работают в группе. Выбирают лепесток с вопросом.
Обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос. Оценивают ответы своих товарищей.
Учитель может предложить детям составить вопросы, соответствующие выбранному типу.
Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово» Прием «Кластер»
После прочтения 1-й части рассказа учитель предлагает заполнить кластер.
Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком, и заполним черным цветом.
Учащиеся заполняют первую часть кластера.
После прочтения 3-й части заполняют вторую часть кластера.
Давайте вспомним, каким стал Павлик после встречи со стариком, и заполним красным цветом.
Тема урока: Н. Носов «Живая шляпа». Прием «Толстые и тонкие вопросы» .
Учитель предлагает ответить на тонкие и толстые вопросы к рассказу, записать ответы на них в таблицу:
Предварительно учитель спрашивает:
В чем разница между предложенными вопросами?
На какие вопросы тяжелее отвечать, по вашему мнению? Докажите.
«Тонкие» вопросы
Кто спрятался под стол? Что увидели ребята?
Куда спрятался кот? Как звали мальчиков?
Почему мальчики испугались? Зачем они взяли картошку?
«Толстые» вопросы
Согласны ли вы с тем, что мальчики оказались трусливыми? Верно ли, что котенок специально напугал мальчишек?
Предположите, что было бы, если бы Васька не начал мяукать?
Затем учитель предлагает детям в каждой паре составить по одному «тонкому» и «толстому вопросу».
Методы диагностики результативности:
наблюдение и педагогический анализ деятельности учащихся;
контрольный опрос на определенную проблему;
тестирование (в результативном компоненте).
В работе использую материалы пособия Литературное чтение. 1,2.3,4 класс. Диагностика читательской грамотности - Панкова О.Б Издательство «Экзамен».
Заключение
Формирование читательской грамотности средствами технологии развития критического мышления даст положительные результаты при соблюдении следующих условий:
систематическое применение приемов на уроках литературного чтения;
правильный подбор приемов на разных стадиях для конкретных произведений;
организация деятельности учащихся, следуя алгоритму выбранного приема;
учителю не нужно брать всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Список использованных источников
ФГОС Начальное общее образование.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – Москва: Просвещение, 2011.
Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 2(25)).
Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2004.
Цукерман, Г.А. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба
читательской грамотности 10–15-летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова // Вопросы образования. – 2011
3