Роль трудового воспитания подрастающего поколения в формировании активного гражданина общества.
Трудовое воспитание —
это, образно говоря,
гармония трёх понятий:
надо, трудно и прекрасно.
Сухомлинский В.А.
Сейчас перед школой в качестве первоочередной стоит задача создания стимулирующей и воспитывающей среды, создания позитивного здорового образа жизни и привлекательного идеала - образованного и культурного, самостоятельного и активного, много умеющего и могущего познать еще больше, человека с доброй душой и умелыми руками.
Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это основа успешности будущей профессии человека, возможность самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в современных условиях. Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок отвлечён от труда.
Трудовое воспитание, в первую очередь, осуществляется в семье. В семьях, где имеются приусадебные участки, домашняя птица, скот, трудовые обязанности школьников значительно объемнее, чем у городских школьников. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда детей и взрослых. Тем не менее, даже в условиях села, многие дети приходят в школу, не владея трудовыми навыками.
Целью современной школы является привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков. Труд ребенка, включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. А как же реализуются эти цели и задачи в нашей школе?
Как и в любой школе, наши дети с младших классов заняты самообслуживанием: это организация дежурства в классе и столовой, уборка класса. Но самые большие возможности для трудового воспитания дает работа на пришкольном участке. А он у нас большой. Когда в 1995 году на пустыре была построена школа, мы не удержались и отхватили участок площадью 1,5 га. Превращение этого заброшенного пустыря в зеленый оазис – это был тяжелый труд. Но мы с ним справились. На всех, кто приезжает в нашу школу, именно наш сад оказывает неизгладимое впечатление. Он со всех сторон окружен высокими елями и соснами, в березовой полосе даже грибы растут. Много плодовых деревьев: хороший урожай дают яблони и вишни. Много ягодных и декоративных кустов: шиповник, черная и красная смородина, черноплодная рябина, красная рябина, вишня, облепиха. Особое внимание уделяется оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна быть украшением села, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты. Вся эта красота создается руками наших учителей и учеников. Вдохновителем была Сергеева А.Ф., продолжателем является Андреева И.И.
Как организован труд на пришкольном участке?
С середины марта начинается работа по выращиванию посадочного материала для пришкольного участка. Выращенная рассада, используется не только на пришкольном участке, но и реализуется населению.
С середины мая на уроках биологии и технологии проводим обработку почвы, высеиваем семена и пересаживаем рассаду в защищенный грунт. На посадке и уборке картофеля работают совместно все учителя и учащиеся школы.
С первых дней июня на пришкольном участке начинается пятая трудовая четверть. Работой учащихся руководят учителя по специально составленному графику. Летнюю практику учащиеся проходят с большим желанием.
Вся продукция, выращенная на пришкольном участке, является хорошей поддержкой до следующей весны. Большая часть полученного урожая используется для питания школьников в школьной столовой. Излишки продукции реализуются населению и закладываются на хранение в свежем виде.
Опыт работы школы показывает, что наши выпускники являются наиболее приспособленными к новым экономическим отношениям, при этом решается проблема подготовки и закрепления кадров на селе.
Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятие, достойное своего высококультурного труда.
Именно в раннем детстве у человека закладывается психологическая настроенность на труд и трудовые ценности семьи и коллектива.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.