СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«роль трудового обучения в воспитании трудолюбия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««роль трудового обучения в воспитании трудолюбия»»

«РОЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ»

Трудовое обучение - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

В связи с этим определяя цели следующие трудового обучения:

1. Включение детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития в специально организованную образовательно-развивающую среду.

2.Организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к школьному и трудовому обучению, социальной адаптации в обществе.

3. Формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.

Принципы трудового обучения:

1.Дифференцированное образование мотивов трудовой деятельности;

2. Планирование трудовой деятельности на основе относительно стабильных образцов;

3.Комментирование деятельности;

4. Распределение комплексных задач с учетом индивидуальных показателей умственной недостаточности

5. Систематическое развитие навыков самоконтроля

Процесс трудового обучения в коррекционной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание трудолюбия, и развитие учащихся.

Система трудового обучения является одной из самых важных и значимых в процессе общего развития умственно отсталого ребенка. В связи с этим, система трудового воспитания, выраженная в различных аспектах овладения навыками самообслуживания, ручного и общественно-полезного труда, производственной деятельностью, - это не просто уроки труда, на которых учащиеся приобретают конкретные навыки, но и занятия, на которых ребенок решает большое количество познавательных, социальных, нравственных задач.

Содержание трудового обучения определяется программой, которая содержит перечень навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Основной формой учебной работы являются сдвоенные уроки. Учитель труда знакомит учащихся с правилами поведения в мастерской и объясняет их обязанности. Большое внимание уделяется обучению технике безопасности и соблюдению санитарно-гигиенических требований на уроках труда.

Реализация трудового обучения в специальной (коррекционной) школе должна проводиться на специальных занятиях по следующей схеме: ориентировка в задании, пробное выполнение, практическая работа и анализ полученных результатов. Специфика трудового обучения обусловлена постоянным взаимодействием между ребенком и воспитателем.

Чтобы занятия по трудовому воспитанию были эффективными, для этого необходимо выполнение следующих условий.

Во-первых, любое занятие должно начинаться с ориентировки в задачах и пробного выполнения действий;

во-вторых, непосредственно под руководством педагога, реализуется сама деятельность

и в-третьих, заканчиваются занятия анализом проделанной работы, ее качества, скорости выполнения, возникших трудностей. На этом же этапе происходит анализ различных проблемных ситуаций.

Главная задача трудового обучения детей с ОВЗ - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Заключение

Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок с ОВЗ получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.

Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых - формирование трудовых умений,  навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.