Просмотр содержимого документа
«Роль учебно-речевой ситуации в обучении иностранным языкам в старшей школе.»
Статья в методическую копилку учителя иностранных языков г. Ростов-на-Дону учитель высшей категории Михеева Т.А.
Роль учебно-речевой ситуации в обучении иностранным языкам в старшей школе.
Роль учебно-речевой ситуации ( УРС) в обучении иностранной речи трудно переоценить. Включение в систему обучения УРС позволило решить одну из наиболее существенных проблем – получение от ученика высказывания с заданными параметрами, не сообщая ему содержание такого высказывания в готовом виде.
УЧС определяется как совокупность речевых и неречевых условий, которые мы задаем учащимся , чтобы ученик правильно осуществил речевое действие в соответствии с намеченной нами задачей. Непрерывность социального опыта порождает практически неисчислимое множество ситуаций. Речь может идти не столько об отборе готовых ситуаций, сколько о построении моделей –типовых ситуаций на основе ограничений, накладываемых на параметры, присущие речевым ситуациям с учетом целей, задач обучения в средней школе и условий школьного обучения.
Ограничения при моделировании УРС имеют несколько направлений:
Ограничение сферы общения, из которой будут черпаться моделируемые акты речи.
Ограничение тематики, определяющей предметно- содержательный аспект.
Ограничение целей моделируемых речевых ситуаций.
Ограничение количество ролей участников общения.
Ограничение, накладываемое языковым материалом, всем участникам.
Все эти ограничения взаимосвязаны. Уточнение подхода к ограничению сфер общения с учебными целями требует дифференциации понятий о данной и внутренней сфере общения. Характеристика цели обучения должна включать указание на сферу общения, к которой готовится учащийся. Включение учащихся в разные сферы общения за пределами минимума не связано непосредственно с достижением конечной цели. Единственной естественной сферой общения на уроке является профессионально-трудовая , все остальные выступают как воображаемые: социально-бытовая - в ней особенно ярко проявляются особенности страноведческого характера; семейная, сфера игр и увлечений отражают возрастные и социальные особенности учащихся средней школы; сфера общественной деятельности открывает большие воспитательные возможности и является престижной.
Для того, чтобы определить круг ситуаций внутри тем, предусмотренных программой, следует руководствоваться соображениями двоякого рода. Первое – о чем доступно и интересно говорит ученику данного возраста и класса. Второе – о чем естественно говорит на уроке иностранного языка. Например, подростка волнуют лирические темы, но для них гораздо больше подходит родной язык. Такие темы не выносятся на публичное обсуждения , в то время как темы о спорте или развлечениях ученику интересны , об этом естественно и интересно поговорить в реальной ситуации общения даже с иностранцем . Тем более такие темы хорошо укладываются в воображаемую учебную ситуацию.
Ситуации для монологической и диалогической речи отличаются также формулировкой цели и характером роли. Цель монолога может состоят в том , чтобы сообщить аудитории определенные факты, идеи. Связанное сообщение чаще всего делается от своего имени. В диалоге ставятся цели для каждого из партнеров. Эти цели могут совпадать и различаться. Диалог можно вести от разных персонажей.
Монологические УРС могут предлагаться каждому выступающему в отдельности, но могут задаваться целой группе. Групповые ситуации могут возникнут и при коллективно-индивидуальном диалоге. Например:
Ситуация - конференция, тематический вечер и т.д.
Форма – монологическая.
Роли – Я-роль, докладчик, председатель жюри, участники конференции и т.д.
Цель – обогащение информацией , подготовка к выступлению или переписке и т.д.
Итак, главная задача и цель повторяемости и вариативности УРС заключаются в том , что каждый ученик должен уметь выполнить любую учебную задачу. Только так можно обеспечить равные возможности для всех участников учебного процесса и получить желаемые результаты умений говорить на иностранном языке.